Лето — не лучшее время для посещения музеев и выставочных залов, осень для этих целей подходит куда лучше. "ДП" собрал топ выставок, которые пройдут в городе в ближайшее время.
"Приказано выжить. Огороды блокадного Ленинграда" (25 сентября — 25 декабря), 6+
В Музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка в честь 80–летия окончательного прорыва блокады — об истории огородного дела в осаждённом городе. С весны 1942–го в Ленинграде начала развиваться сеть огородов, которые разводили прямо во дворах. Правда, так продолжалось недолго — пригодные для посадки овощей пространства заняли самые расторопные, а те, кто не успел к раздаче, получали участки за границами города — в Парголово, Всеволожске и т. п.
На экспозиции можно увидеть то, что особенно ценно и создаёт необходимый эффект присутствия: подлинные фотографии, листовки, плакаты, газеты, многочисленные инструкции и брошюры по разведению огородов, образцы семян (часть поступала в наш город по ленд–лизу от союзников), садовые инструменты и многое другое. А для пущего погружения посетителям предлагают напиток из сосновой хвои, созданный по рецепту лютой блокадной зимы 1941–1942–го.
"Великий Карл. К 225–летию со дня рождения К. П. Брюллова" (18 октября 2024–го — 12 мая 2025–го), 6+
В московской прессе жанр таких выставок принято определять как блокбастер. На юбилейной экспозиции (12 декабря исполнится 225 лет со дня рождения Брюллова) Русский музей представят около 160 полотен и 200–250 акварелей и рисунков. Причём из собрания не только Русского музея, но и музеев Москвы, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода и частных собраний Петербурга и Москвы.
Кроме хорошо знакомых "Последних дней Помпеи" и других полотен, известных, например, по иллюстрациям в школьных учебниках литературы, здесь представят брюлловские акварели и рисунки, портреты и жанровые картины, а также работы религиозной тематики. Впервые на выставке покажут запрестольный образ для домовой церкви графа Н. В. Адлерберга "Христос во гробе" (1846). Это недавнее открытие искусствоведов и несомненная сенсация готовящейся к открытию выставки.
"…Посмотри в глаза чудовищ… Мифические олицетворения ужаса в античности и их победители" (9 ноября 2024–го — 9 февраля 2025–го), 0+
Начиная с 9 ноября в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа все желающие получат возможность заглянуть в глаза чудовищам и выйти из этого поединка безусловными триумфаторами. Хотя бы потому, что изображённые монстры не так опасны, как реальные.
Человек античных времен познавал мир эмпирическим путем, причём нередко с риском для собственной жизни. Тем более что повсюду таилась опасность. Разнообразные существа олицетворяли разные проявления ужаса. На выставке представят наглядные образы того, что заставляло стыть в жилах древнегреческую кровь. Боролись с ужасным, персонифицируя его и делая очевидно уязвимым. И конечно же, победа героя, достигнутая в открытой схватке либо плутовскими приёмами, означала преодоление собственных страхов.
"Казус Мейерхольда, или “Ревизора” хочется всегда" (21 ноября 2024–го — 21 апреля 2025–го), 6+
2024–й щедр на разного рода юбилеи. В Театральном музее в третьей декаде ноября откроется выставка, посвящённая выдающемуся театральному режиссёру Всеволоду Мейерхольду (1874–1940).
С петербургской сцены началась подлинная слава новатора отечественного театра. Сперва он работал в Драматическом театре на Офицерской, где за год поставил чёртову дюжину спектаклей. Завершилось сотрудничество неудачно — гения попросили на выход. Камерную сцену Мейерхольд сменил на александринскую, где выпустил "У царских врат" (1908), "Дон Жуана" (1910), "Грозу" (1916) и, конечно же, "Маскарад" (1917).
Идею "Ревизора", о котором режиссёр мечтал с 1906 года, удалось реализовать лишь после революции. Спектакль стал одной из вершин не только творчества Мейерхольда, но и отечественного театра вообще. А ещё он надеялся украсить здание своего театра мозаичными панно, на которых запечатлели бы героев знаковой постановки. На выставке они будут представлены впервые.
"Петербург в кино: персонаж и съёмочная площадка" (ноябрь 2024–го — осень 2025–го), 6+
Выставка–блокбастер номер два. Петербург — город невероятно киногеничный, и это свойство отмечали ещё в раннем кино, где он — полноценный герой, обладающий конкретными чертами, судьбой и изменчивой наружностью. В пространстве Инженерного дома Петропавловской крепости развернётся масштабная экспозиция, на которой средствами мультимедиа, инфографики и с использованием нестандартных выставочных конструкций расскажут о кинометаморфозах Петербурга — Петрограда — Ленинграда.
Главный куратор выставки старший научный сотрудник музея истории Петербурга и историк культуры Мария Терехова предлагает посмотреть на наш город не только с привычной, хрестоматийной точки зрения, но и с непарадной: не меньше внимания уделят "улицам разбитых фонарей", индустриальным пейзажам Выборгской стороны и Обводного канала — тому, без чего живой образ города трудно представить. Визуальный ряд экспозиции соберут из кадров, фотографий со съёмок и фрагментов из кинофильмов, афиш и т. п., а также драгоценнейших киноартефактов. Например, обещают показать аутентичный камергерский мундир XIX столетия — такие встречаются в исторических кинолентах, снимавшихся в разное время. Всего же в том или ином виде будет упомянуто около 200 кинокартин.
"Буддизм и шаманизм на берегах Байкала" (10 декабря 2024–го — 30 января 2025–го), 6+
Для тех, кто предпочитает знакомство с традиционными верованиями коренных народов, Музей истории религии в начале декабря откроет выставку, посвящённую буддизму и шаманизму, бытующим в Республике Бурятия. Обе формы религии сегодня переживают ренессанс в этом регионе, работая как основа самоидентичности. В экспозиции представят свыше 200 предметов из собрания музея (в том числе привезённые многочисленными этнографическими экспедициями ГМИРа периода 1930–1980–х), исторические фотографии, работы современных бурятских художников (А. Н. Сахаровской, А. Х. Цыденова, Е. К. Зонхоева), отражающие исконные традиции бурят. Однако тематически выставка выходит за границы религиозного, рассказывая и об отношениях бурятского народа с природой, о добре и зле, о реализации простых, но необходимых земных желаний.
"Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия" (8 декабря 2024–го — 30 марта 2025–го), 6+
Выставка–блокбастер номер три. Под конец года в Николаевском зале Зимнего дворца откроется выставка, посвящённая одному из главных художников периода романтизма — Каспару Давиду Фридриху (1774–1840). Юбилейные события стартовали в прошлом году, продолжились в нынешнем, а завершатся в следующем. Петербург — один из центральных пунктов на этой карте, поскольку обладает крупнейшим собранием живописца наряду с немецкими. Экспозиция объединит работы из коллекции Эрмитажа и российских музеев. В пандан к великим полотнам покажут графику Василия Жуковского, дружившего с Каспаром Давидом Фридрихом и активно продвигавшего немецкую романтическую литературу и живопись в России и русскую культуру в Германии. На выставке также можно будет узнать, что же связывало великого живописца с прусским королевским и русским императорским домами. И конечно, перенестись во времена расцвета романтизма в искусстве.
"Виктор Васнецов. К 175–летию со дня рождения" (20 декабря 2024–го — 13 мая 2025–го), 6+
Выставка–блокбастер номер четыре. 23 мая в Новой Третьяковке открылась выставка, посвящённая художественной династии Васнецовых. В декабре Русский музей примет эстафету и проведёт в Корпусе Бенуа первую за 30 лет ретроспективную выставку Виктора Васнецова (1848–1926). Экспозиция объединит около 120 произведений из разных музеев, включая самые известные — "Алёнушка", "Иван–царевич на Сером Волке", "Ковёр–самолёт", "Витязь на распутье" и т. д. Будут и премьеры: петербуржцы впервые смогут увидеть картину "Царевна–лягушка" (1918). А ещё здесь представят монументальные полотна на религиозные темы, созданные для петербургского храма Воскресения Христова, киевского Владимирского собора и др., пейзажи, портреты, графические произведения. Зрителям явят и менее известные грани таланта художника — в области архитектурного проектирования, дизайна мебели и костюмов и декоративно–прикладного искусства.