В России растёт количество неверно поставленных диагнозов. Чиновники намерены усилить контроль, врачи жалуются на перегрузки.
Все люди ошибаются. Однако неверные решения представителей ряда профессий слишком дорого обходятся окружающим. И в первую очередь речь идёт о врачах. Диагностические ошибки могут быть причиной 10% смертей пациентов во всём мире. А каждый двадцатый пациент поликлиники сталкивается с дефектами в диагностике. Такие шокирующие цифры недавно привёл министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко. Стоит учесть, что не все огрехи в установлении причины возникновения заболевания приводят к летальному исходу. Кроме того, в большинстве случаев правильный диагноз всё же устанавливается — либо при повторном обращении к тому же специалисту, либо другим врачом.
Виноваты все
Основной причиной неправильных решений является некорректная оценка состояния пациента. "Это может быть несвоевременная, неполная или неточная диагностика, невозможность диагностировать редкое заболевание или несвязанные заболевания, а также недостаток междисциплинарных команд", — поясняет основатель и научный руководитель сети клиник иммунореабилитации, адаптационной и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо.
Аналогичного мнения придерживается заведующая отделением стационара клиники "Мой медицинский центр" на Малой Конюшенной Дарья Кулешова. "Проблема мультикомпонентна. В первую очередь она связана с неадекватной оценкой состояния — например, из–за недостаточной дифференциальной диагностики. Также могут иметь место дефекты коммуникации — отсутствие преемственности, когда результаты исследования из одного учреждения не переданы в другое и так далее", — говорит врач.
Действительно, по данным Минздрава РФ, почти 20% ошибок связаны с отсутствием связи между врачами, а также нежеланием подробно изучать медицинскую документацию.
Однако, по словам Ольги Шуппо, смертность из–за проблем в диагностике невозможно рассматривать только через призму врачебных ошибок. "Ситуация неоднородна в разрезе как частной и государственной медицины, так и федеральных и региональных медицинских учреждений. Для сокращения смертности по причине диагностических ошибок важна роль каждого участника системы здравоохранения", — считает эксперт.
Многое зависит и от самого пациента — на каком этапе заболевания он обращается за помощью, его приверженность врачебным рекомендациям и вовлечённость в лечебный процесс.
Дарья Кулешова согласна, что пациент может нести частичную ответственность за диагностические ошибки. По её словам, четверть случаев обусловлена именно невовлечённостью пациента: не соблюдал назначенное лечение, не являлся на приёмы, не предоставлял врачу всю информацию о симптомах и полную историю болезни и так далее.
Загружены под завязку
Ещё одна причина, увеличивающая вероятность диагностической ошибки, — сверхзагруженность современных врачей, которая стала уже притчей во языцех. У специалистов очень много бюрократической работы, на которую приходится тратить личное время. При этом она зачастую имеет мало отношения к лечению пациентов.
"Любые трудности, с которыми ежедневно сталкивается врач, будь то увеличение количества документов для заполнения, перегруженность в результате неукомплектованности штата, повышенный уровень стресса в связи с отсутствием ресурсов, выгорание, могут привести к неблагоприятным последствиям результатов лечения", — убеждена Дарья Кулешова.
По мнению врача, всякая внеплановая работа или нарушение алгоритма увеличивают риск возникновения неблагоприятных событий. Именно поэтому в профессиях, требующих большого внимания и сосредоточенности (например, авиадиспетчер, машинист, пилот, пожарный, водитель), продолжительность рабочего дня жёстко нормирована.
По данным исследования SuperJob, больше половины медработников (62%) работают сверхурочно. Профессия вошла в топ–3 по числу переработок, уступив только маркетологам (73%). Причём ежегодно уровень нагрузки становится выше. Если в 2022 году врачи в среднем тратили 34% своего времени на сверхурочную работу, то в 2023–м на переработки уходило уже 42%.
Но и в законные рабочие часы врачи вынуждены работать, экономя буквально каждую минуту. "Алгоритм сбора жалоб, анамнеза и осмотра с физикальным обследованием требует времени, — поясняет Дарья Кулешова. — Даже в частных клиниках за отведённые на приём пациента 45–60 минут это не всегда возможно. Если речь идёт не об ОРВИ, а о сложном случае, когда пациент имеет серьёзные симптомы и большой архив результатов проведённых обследований, который необходимо изучить".
Жёсткие меры
Так или иначе, независимо от причин безопасность медицинской помощи находится на недостаточно высоком уровне. Из–за этого страдают не только пациенты, но и врачи. Так, по данным кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), в России в 2023 году было возбуждено 2332 уголовных дела в отношении медиков, что на 25% больше по сравнению с 2022 годом.
Ещё чаще клиники за свои диагностические просчёты платят рублём. Но только в том случае, если опасное заболевание, которое не обнаружил врач, не привело к смерти пациента.
"Возмещение вреда может быть истребовано с медицинской организации, если потерпевший сможет доказать факт наступления вреда здоровью во время нахождения в медицинской организации. А также причинно–следственную связь между вредом здоровью и действиями организации. Но только при условии, что организация не сможет доказать отсутствие своей вины в причинении вреда", — поясняет Дарья Кулешова.
Контроль над деятельностью врачей уже начал ужесточаться. В августе Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) отправил в регионы список из 275 диагнозов, за пропуск которых во время диспансеризации медицинскую организацию накажут. В него входят, к примеру, такие опасные болезни, как злокачественные опухоли, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, стенокардия и ишемия, атеросклероз, астма и бронхит, гастрит и язва желудка.
Не все эксперты уверены, что карательные меры приведут к положительному результату. По мнению многих, эффективнее было бы разгрузить медиков. Например, работу с документацией поручить системным аналитикам. В любом случае надо совершенствовать управленческие решения, которые позволят медикам внимательнее относиться к каждому пациенту.