На новом витке истории: для финансирования ВСМ выпустят облигации на 122 млрд

Автор фото: Агентство "Москва"
Уже в ближайшее время состоится размещение облигаций серии ВСМ–1 на 122,3 млрд рублей.
Агентство "АКРА" 2 октября присвоило выпуску высший кредитный рейтинг ААА. Эмитентом выступит созданное под эти цели в конце июля 2024–го ООО "Специализированное финансовое общество ВСМ Инвест — Первый".
По информации ЦБ, размещение пройдёт по закрытой подписке, купонная ставка не озвучена. В своём сообщении АКРА указало 9 октября как предварительную дату эмиссии бумаг. Судя по базе данных Национального расчётного депозитария, облигации уже находятся в размещении (предложены к покупке инвесторам). Дата погашения — через 25 лет со дня размещения.
Облигации выпускаются с целью "переупаковки" первого транша займа для финансирования проекта высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом: привлечённые от инвестора средства пойдут на оплату работ по проектированию, строительству, а впоследствии и эксплуатации линии.
Судя по сумме эмиссии и сроку погашения, облигации могут быть применены для выделения денег из Фонда национального благосостояния (ФНБ). В феврале сообщалось, что из ФНБ проект может получить 580,6 млрд рублей под 3% годовых с полным возвратом к 2050 году. В апреле президент Владимир Путин поручил Кабмину в 2025 году направить из ФНБ на строительство ВСМ не менее 300 млрд рублей. Напомним: общая стоимость возведения магистрали оценивается более чем в 2 трлн рублей.
Наивысший рейтинг бумагам позволили получить надёжные гарантии со стороны государства. В случае разрыва концессионного соглашения, в рамках которого реализуется проект, правительство берёт на себя ответственность по компенсации всех обязательств заёмщика перед кредиторами. Также, как объявлялось ранее, концессионер будет получать субсидию на покрытие операционных издержек. Помимо этого, исполнение обязательств гарантируется средствами на специальном обособленном счёте концессионера ООО "ВСМ Две столицы" в "Сбере" и заложенными долями в уставном капитале компании.
По сути государство даёт концессионеру в долг свои деньги под собственные же гарантии. "Если средства на обособленном счёте заёмщика в Сбербанке будут исчерпаны, выплаты начнут поступать за счёт концессионной субсидии и платы концедента от правительства РФ. В случае, если держателем облигаций является государственная структура и после исчерпания средств на счёте выплаты не производятся эмитентом, последующие платежи будут поступать от российского государства", — объясняет механизм выплат аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Через облигации привлекалось финансирование и в рамках первой попытки соединить две столицы высокоскоростной железной дорогой в 1990–е годы. Тогда государственное РАО "ВСМ", занимавшееся проектом, провело шесть выпусков ценных бумаг, однако после кризиса 1998 года не смогло обслуживать долг. Само РАО "ВСМ" впоследствии было признано банкротом.