Лишний цвет: жёлтые полосы начали исчезать с пешеходных переходов в Петербурге

Зебры в Петербурге перестали красить жёлтым из–за отсутствия денег в бюджете
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Петербург отказывается от жёлтых полос на пешеходных зебрах. На них закончились деньги в бюджете.

Согласно действующим Правилам дорожного движения, нерегулируемые пешеходные переходы могут состоять не только из белых полос, но и из чередующихся белых и жёлтых. За последние годы таких немало появилось и в Петербурге. Но, как отмечают читатели "ДП", в этом году при обновлении разметки переходов на ряде улиц на севере города жёлтые полосы решили не наносить, а нарисовали только белые. Остатки жёлтой разметки при этом не стёрли, так что переходы выглядят не слишком эстетично. Кроме того, на некоторых перекрёстках, где разметку ещё не обновили, видно, что жёлтая разметка стёрлась гораздо сильнее, чем белая.

Зачем нужны жёлто–белые переходы

Как сообщили "ДП" в СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт–Петербурга" (ДОДД), пешеходные переходы уже обновлены на всех магистралях Петербурга, где не планируется ремонт асфальтового покрытия. Согласно адресной программе, разметка обновляется на 1755 улицах.
"Нанесение дорожной разметки жёлтого цвета является дополнительной мерой и применяется при наличии достаточного бюджетного финансирования. В рамках текущего финансирования работ на 2024 год нанесение жёлтого заполнения пешеходных переходов не запланировано", — отметили в ДОДД.
Государственный стандарт, допускающий жёлтые заполнения пешеходных переходов, был введён в 2006 году. Спустя несколько лет такие зебры стали появляться в российских городах. В 2014 году в ДОДД сообщали, что жёлто–белые переходы появятся по 109 адресам в 12 районах Петербурга. "Пешеходные переходы станут ярче и заметнее для всех участников дорожного движения, особенно в условиях плохой видимости. В первую очередь нанесение разметки направлено на повышение безопасности дорожного движения и снижение количества происшествий с участием пешеходов", — отмечали тогда в дирекции. И добавляли, что "создание жёлто–белых пешеходных переходов уже зарекомендовало себя как на загородных трассах, так и в городских условиях".
Но прошло почти 10 лет, и дорожная мода и воззрения на безопасность движения изменились. В 2021 году от жёлтой разметки на пешеходных переходах начали отказываться в Москве. В столице сочли, что эта маркировка слишком скользкая. "Согласно проведённому исследованию, двойная разметка зебры снижает качество сцепления с асфальтом в дождливую погоду, что особенно важно для мотоциклистов", — цитировало представителя столичного комплекса городского хозяйства издание "Говорит Москва". Теперь, как видим, что–то подобное происходит и в Петербурге.

Сколько стоит дорожная разметка

Эксперт рабочей группы при правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов в разговоре с "ДП" отметил, что главное требование к разметке зебр — обеспечение видимости пешеходов на дороге. "Имеют значение показатели светимости, отражаемости, яркости. Важно, чтобы фигура человека в тёмное время находилась на “экране” из полос", — говорит он. С этой точки зрения жёлтые полосы хороши только в снежный период, когда всё вокруг белое. Но если дорога очищена от снега, значение жёлтых полос нивелируется. Более того, они могут снижать безопасность движения, если человек переходит улицу в жёлтой одежде.
"В моём представлении эти жёлтые полосы не нужны и не полезны. Я, вообще говоря, не очень понимаю, для чего они были задуманы", — признаётся руководитель региональной общественной организации "СПБ.Авто" Святослав Данилов.
Видимо, это задумывалось как дополнительное средство привлечения внимания к пешеходному переходу. Но жёлтые полосы не несут практического смысла, а лишь увеличивают стоимость перехода, считает эксперт. В идеале, с точки зрения безопасности, по мнению Данилова, все пешеходные переходы в городе должны быть регулируемыми, со светофорами, а простых зебр на дорогах оставаться не должно.
В свою очередь, Дмитрий Попов отмечает, что ГОСТ запрещает размещать нерегулируемые переходы на дорогах, где есть четыре и более полос движения (то есть они предназначены для двухполосных улиц). Создание одной зебры может обходиться в 150–200 тыс. рублей, поскольку работа не сводится к тому, чтобы "прийти и кисточкой нарисовать". Затраты включают не только сами полосы разметки, которые для большей долговечности часто выполняют из термопластика, но также занижения тротуаров для маломобильных граждан и положенные по стандартам четыре дорожных знака.
А в центре города затраты увеличиваются из–за необходимости проведения историко–культурных экспертиз. Так, в сентябре была объявлена государственная закупка для подготовки такой экспертизы ради нерегулируемого перехода у Юсуповского дворца на наб. реки Мойки, 94. Начальная цена аукциона превысила 300 тыс. рублей.
Впрочем, всё это в любом случае дешевле перехода со светофором. Там стоимость только проекта, по словам Попова, может составлять около 700 тыс. рублей, плюс 5–7 млн рублей собственно строительство.

Пешеход — не на первом месте

По данным комитета по транспорту города, в Петербурге на начало 2024 года было около 9,9 тыс. пешеходных переходов. Из них 4,7 тыс. регулируемые, остальные — нет. Каждый год прибавляется 70–80 переходов, часть из которых устраивают по просьбам жителей.
Правда, не все такие просьбы удовлетворяются. Например, недавно получила известность история, когда власти ответили отказом на коллективную просьбу сотрудников местных предприятий устроить пешеходный переход на "загородном" участке Софийской улицы (южнее кольцевой дороги). Суть ответа сводилась к тому, что дорога не была предназначена для пешеходного движения (в частности, на одной из её сторон нет тротуаров и пешеходам некуда идти после того, как они перейдут дорогу).
Автомобильные эксперты говорят, что исполнить все просьбы невозможно.
"Если мы учтём все пожелания пешеходов, нам придётся улично–дорожную сеть закрасить просто в матрас. Комфортабельность движения пешехода занимает не первое место", — поясняет Дмитрий Попов.
Добавим, что помимо белых и бело–жёлтых могут встречаться также оранжевые переходы — это временная разметка, которую наносят на период дорожных работ. Она имеет приоритет над обычной белой.
Как сообщали в административно–технической инспекции, нынешним летом жёлтую разметку ещё одного типа впервые стали наносить в петербургских дворах — не для переходов, а для обозначения мест, где нельзя ставить машины. Она представляет собой частые диагональные жёлтые полосы. В частности, она появилась в муниципальном образовании "Коломяги".