Растущий спрос на природный газ в качестве моторного топлива для транспорта и техники вряд ли сможет повлиять на его цену.
В сегодняшней структуре парка техники, работающей на газомоторном топливе (ГМТ), долю менее 1% занимают дорожно–коммунальные машины, следует из данных, представленных АО "Газпромбанк Лизинг" в ходе XIII Петербургского международного газового форума. Подавляющее большинство транспорта на газе составляют легковые авто и LCV (более 78%), ещё около 13% рынка занимают автобусы. Всего в России, по данным компании, зарегистрировано 55,4 млн автотранспортных средств, при этом на газомоторном топливе работают лишь 217 тыс.
Пришла очередь ЖКХ
В сегменте грузовых и пассажирских перевозок техника на ГМТ сегодня уже достаточно широко представлена, подтверждает замначальника департамента № 308 ПАО "Газпром" Андрей Савин, тогда как коммунальная техника находится на начальной стадии внедрения газового топлива. Но, по его словам, уже сегодня на рынке представлен полномасштабный сектор автопарка на ГМТ, который может обслуживать города и использоваться в муниципальной сфере.
"У газомоторного топлива есть доказанные экономические преимущества. И уровень надёжности эксплуатации позволяет говорить, что это перспективное направление в России", — считает Андрей Савин. Также, добавляет он, с 2014 года использование природного газа вместо дизельного топлива подразделениями "Газпрома" уже позволило сэкономить более 19 млрд рублей, а с учётом перспектив роста и наращивания темпов переоснащения машин под использование ГМТ до 2025 года в компании ожидают экономию, превышающую 25 млрд рублей. Также в больших агломерациях использование ГМТ рационально не только из–за экономической выгоды, но и в целях улучшения экологической ситуации.
Газовая отрасль в целом уже готова к полноценному внедрению ГМТ, подтверждает первый вице–президент ГК "Транспортная интеграция" Светлана Воронцова. "Но, к сожалению, наша промышленность не совсем успевает за теми, кто хотел бы приобретать технику и переходить на использование газомоторного топлива", — предупреждает она.
До конца текущего года может быть принята правительственная концепция развития рынка ГМТ в России до 2035 года. Как отметила Светлана Воронцова, проект уже согласовала большая часть правительственных ведомств и сейчас он находится на рассмотрении Минфина. Базовая траектория развития отрасли, описанная в документе, предполагает рост потребления ГМТ на транспорте с текущих 2,2 млрд м3 в год до 10,7 млрд м3 к 2035–му, а в целевом сценарии поставлена задача достичь ежегодного потребления 15,4 млрд м3.
Подорожает ли газ
По данным Минэнерго, в 2023 году общее потребление природного газа в России составило 500 млрд м3. Соответственно, на газомоторное топливо приходится около 0,44% текущего спроса на газ, а потребление ГМТ коммунальной техникой вовсе находится на уровне погрешности.
К 2035 году эксперты Аналитического центра ТЭК ожидают рост годового потребления газа в стране примерно до 565 млрд м3, то есть на ГМТ при оптимистичном сценарии будет приходиться уже почти 2,7% природного ресурса. Учитывая тенденцию на рост цен на газ внутри страны (с 1 июля в среднем по РФ они выросли на 11,2% для всех групп потребителей, включая население) в связи с потерей "Газпромом" каналов высокомаржинальных поставок на Запад, возникает вопрос — будет ли "голубое топливо" продолжать оставаться таким же привлекательным с точки зрения цены под влиянием растущего спроса? Аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман считает, что любой дополнительный спрос на газ внутри страны как раз является позитивным фактором для отрасли, а растущий интерес к ГМТ в масштабе всего рынка всё равно остаётся незначительным и не сможет радикально влиять на ситуацию.
Однако в том числе из–за снижения экспорта оптовые цены на газ действительно индексируются сильнее, чем раньше, подтверждает эксперт. "Например, в 2025 году запланирована индексация на 10,3%. В то же время частично она обусловлена и повышенной инфляцией, которая заметна в ценах на нефтепродукты. На этом фоне в обозримом будущем не ожидаем того, что переход на ГМТ потеряет экономическую целесообразность, особенно с учётом льгот. Отметим также, что деятельность “Газпрома” на внутреннем рынке достаточно сильно зарегулирована и широкая либерализация пока маловероятна", — прогнозирует Сергей Кауфман.
Партнёр практики "Нефтегазовый сектор" Strategy Partners Денис Бурак обращает внимание на то, что, согласно исследованию, даже ускоренная газификация регионов России не сможет компенсировать потери "Газпрома" в экспорте и одним из решений в данных условиях могла бы стать либерализация цен на внутреннем рынке, потому что возможности для покрытия низких тарифов за счёт дорогих поставок за рубеж исчерпываются.
"Возможно, в среднесрочной перспективе цены на газ на внутреннем рынке могут вырасти, что повлияет на стоимость ГМТ. Однако это повышение не приведёт к тому, что ГМТ станет дороже традиционного топлива, поскольку их себестоимость значительно различается. Кроме того, важно обеспечить сбыт газа в проектных объёмах, что требует поиска новых возможностей для реализации. ГМТ может стать одной из них. Помимо этого, у ГМТ есть ещё одно преимущество — относительная экологичность по сравнению с бензином и дизелем. Если мы говорим о необходимости повышения экологических стандартов, то перевод коммунальной техники на газ — правильное решение", — замечает эксперт.
Коммунальная техника на ГМТ в Петербурге
Северную столицу нередко называют лидером по внедрению ГМТ. В частности, за последние годы город перевёл почти весь парк автобусов на газ, а выбросы общественного транспорта в воздух, по оценкам Смольного, за 10 лет сократились на 250 тыс. тонн.
Однако переход на газ в коммунальной отрасли по неизвестным причинам застопорился. Ещё в 2022 году с поставщиками газовых автобусов — КамАЗ и МАЗ — администрация Петербурга подписала соглашения о переходе на ГМТ в коммунальной сфере. Тем не менее в практическую плоскость они так и не перешли и вся техника, которую в последние годы массово закупал Смольный через Центр комплексного благоустройства (на сумму свыше 3,5 млрд рублей), работает на дизеле.