Петербургские судостроители набрали скорость

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Нынешний год может стать рекордным для петербургских верфей ОСК по количеству спущенных на воду и сданных кораблей и гражданских судов.

В 2024 году верфи Петербурга, входящие в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК), претендуют на рекорд по количеству кораблей и судов, спущенных на воду для достройки и переданных заказчикам. В их числе как военные, так и гражданские проекты.
Лидером по количеству можно назвать Средне–Невский судостроительный завод (СНСЗ), который с начала года уже отметился спуском и сдачей шести кораблей и судов — четырёх катамаранов, корабля противоминной обороны и теплохода для Арктической зоны.
Так, в этом году СНСЗ спустил на воду первый и второй экскурсионно–прогулочные катамараны проекта 04710 "Соммерс", получившие названия "Бастион" и "Равелин". Их серию верфь строит для судоходной компании "Нева Тревел" в рамках госпрограммы по обновлению пассажирского флота. Планируется, что они будут курсировать между фортами Кронштадта, которые сейчас реставрируют и готовят к открытию в 2026 году.
В мае СНСЗ спустил на воду также третий и четвёртый серийные скоростные пассажирские катамараны проекта 04580 "Котлин" — "Форт Александр I" и "Форт Тотлебен". Их строят также для "Невы Тревел", для работы на водном маршруте между центром Петербурга и парком "Остров фортов" в Кронштадте.
Летом СНСЗ спустил на воду головное пассажирское судно проекта А45–90.2 "Виктор Астафьев". Оно предназначено для судоходства по Енисею на маршруте Красноярск — Дудинка — Красноярск. Всего предприятие строит два пассажирских судна этого проекта (второе — "Андрей Дубенский").
А в конце августа СНСЗ спустил на воду корабль противоминной обороны "Афанасий Иванников", девятый в серии проекта 12700. Он относится к новому поколению минно–тральных сил и предназначен для борьбы с морскими минами в воде и в морском грунте, без захода в опасную зону.
В свою очередь, Адмиралтейские верфи в октябре спустили на воду большую дизель–электрическую подводную лодку "Якутск". Она стала шестой в серии проекта 636 для Тихоокеанского флота. А в январе передали флоту большую дизель–электрическую подводную лодку проекта 677 "Кронштадт".
Предприятие отметилось и сдачей в гражданской сфере. Так, весной на Адмиралтейских верфях подняли флаг на большом морозильном рыболовном траулере (БМРТ) "Капитан Мартынов". Судно проекта СТ–192 построили для Русской рыбопромышленной компании, оно предназначено для промысла минтая и сельди в Охотском и Беринговом морях. В сентябре предприятие спустило на воду пятое судно серии — "Капитан Юнак". До конца года спустят на воду и шестой БМРТ — "Механик Щербаков".
Петербургская Северная верфь отметилась спуском и сдачей тоже четырёх кораблей и судов. В конце сентября она спустила на воду фрегат "Адмирал флота Советского Союза Исаков" — четвёртый корабль проекта 22350, который строит предприятие. А в июне — корвет проекта 20385 "Проворный", второй в этой серии. Гражданскому заказчику — рыболовецкой "Вирме" — верфь передала головной ярусолов–процессор "Гандвик–1" проекта МТ1112XL. А для рыбопромышленного холдинга "Норебо" верфь в марте спустила на воду морозильный траулер–процессор "Капитан Абакумов", шестой в серии судов проекта 170701.
В 2023 году предприятия ОСК передали заказчикам 25 судов. По оценкам госкорпорации, в 2024 году она передаст заказчикам 36 судов гражданского назначения.