Планы строительства Ново–Адмиралтейского моста стали ещё более непонятными

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
В Петербурге снова заговорили о проекте новой переправы через Неву — Ново–Адмиралтейском мосте. Он был предусмотрен в градостроительных документах много лет назад и сохранён в новом генплане города, который вступил в силу в начале этого года. Но при этом его сдвинули на несколько сотен метров выше по течению.
В комитете по градостроительству и архитектуре Санкт–Петербурга (КГА) говорят, что мост будет важен как часть нового транзитного маршрута.
"Планируемый Ново–Адмиралтейский мост в паре с существующим мостом Бетанкура позволит создать дополнительную транзитную транспортную связь Петроградского района с Адмиралтейским через территорию Васильевского острова и уменьшить транспортную нагрузку на Благовещенский и Дворцовый мосты", — сообщили "ДП" в КГА.
Таким образом, в Василеостровском районе образуются три пары мостов — Дворцовый — Биржевой, Благовещенский — Тучков и Ново–Адмиралтейский — Бетанкура.

По узким улочкам

Профессор Высшей школы транспорта Санкт–Петербургского политехнического университета Андрей Горев в комментарии "ДП" назвал идею транзитного коридора странной.
"Давайте посмотрим на мост Бетанкура — мост хотя и кривой, но широкий. На нём проблем с движением нет, плотные заторы практически весь день на съездах", — говорит эксперт.
По его словам, изначально мост должен был быть связан с наб. Адмирала Лазарева и далее с Песочной наб. Но из–за застройки Леонтьевского мыса эта связь не удалась и на Петроградскую сторону можно пробираться только узенькими улочками. При этом после ввода одностороннего движения по наб. Адмирала Лазарева эти улочки тоже встали в заторах. На Васильевском поток упирается в узкую Уральскую ул., которая тоже стоит в заторах. Никаких альтернатив перераспределить потоки здесь нет, поэтому вряд ли можно рассчитывать на пропуск транзитных потоков через мост Бетанкура.
Что же касается Ново–Адмиралтейского моста, то больших возможностей организовать хорошие подъезды к нему нет, считает Горев. Тем не менее он может иметь большое значение для организации второй трамвайной связи Васильевского острова. Сейчас с другими районами города он связан только линией по Тучкову мосту.
"Легко заметить, что наземный транспорт с Васильевского переполнен, и трамлиния, связывающая пл. Репина и Косую линию, могла бы быть важной межрайонной связью, формируя, по сути, трамвайное кольцо вокруг центральной части города после строительства Большого Смоленского моста и продолжения проходящей по нему трамлинии до ул. Маршала Говорова", — добавил Горев.
Бывший депутат Законодательного собрания Санкт–Петербурга Алексей Ковалёв рассказывает, что вёл активную переписку по поводу проекта. Он обращает внимание на то, что первоначально этот мост генпланом предусматривался для организации непрерывного движения с пробивкой к Старо–Петергофскому пр.
"Трассировку изменили, и как со стороны Васильевского острова, так и со стороны набережной реки Пряжки мост теперь упирается практически в тупики — дальше начинаются неприспособленные для непрерывного движения проезды в жилых кварталах с поворотами", — подчёркивает он.
Кроме того, мост кардинально изменит облик исторических набережных Невы, охраняемых ЮНЕСКО. Не говоря уже о том, что, по мнению Ковалёва, идея этого моста потеряла смысл после появления Западного скоростного диаметра.

Критическая операция

Помимо прочего, Ковалёв напоминает о том, что из–за особенностей течения реки суда в этом месте прибивает к правому берегу, где планируется опора.
Осенью 2011 года для оценки возможности строительства моста был проведён натурный эксперимент, в ходе которого в реке были установлены макеты опор будущей переправы. В отчёте об эксперименте, подготовленном ЗАО "ЦНИИМФ", не рекомендовалось строить переправу в выбранном месте, в частности из–за близости к Благовещенскому мосту и нехватки пространства для манёвров. Той же позиции придерживались в руководстве порта — там отмечали, что некоторые суда проходили слишком близко к имитаторам или даже наваливались на них.
С другой стороны, возглавлявший тогда ЦНИИМФ Всеволод Пересыпкин отмечал, что "проход судном на реке Нева пролёта любого моста является критической операцией с точки зрения обеспечения безопасности мореплавания и содержит элемент риска", но "поскольку судоходство на Неве не прекращается, очевидно, этот риск можно считать допустимым". Отчёт же призван был помочь властям оценить этот риск и принять решение.
В последнее время переписку с органами власти по поводу строительства моста продолжала гражданская инициативная группа "Морской Санкт–Петербург". Там получили ответ Росморречфлота, где отмечалось, что "документы на согласование нового строительства через реку Большая Нева, в том числе изменения в генплан с новым положением проектируемого моста… в службу капитана морского порта не поступали".
Из этого в группе сделали вывод, что некоторые необходимые согласования поправок в генплан могли отсутствовать, и попросили прокуратуру провести проверку. О её результатах сведений пока нет.
"Вопрос о Ново–Адмиралтейском мосте был подробно исследован около 12 лет назад и, казалось, был закрыт окончательно. По крайней мере власти Санкт–Петербурга в 2012 году отказались от планов сооружения этого мостового перехода", — сообщил "ДП" координатор "Морского Санкт–Петербурга" Владимир Бельков.

Верфи под вопросом

В прежнем виде, когда мост хотели возвести в створе 22–й и 23–й линий В.О., он затрагивал только край Ново–Адмиралтейского острова. Теперь на Васильевском он выйдет между 16–17–й и 18–19–й линиями, а с противоположной стороны пересечёт Ново–Адмиралтейский остров практически посередине (и выйдет в створ Английского проспекта). Это может иметь значение для дальнейшей работы на острове предприятия "Адмиралтейские верфи" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию, ОСК). О возможном переводе завода на другую площадку разговоры идут уже много лет.
В прошлом году государство передало пакет акций ОСК в доверительное управление ВТБ. В банке заявляли о намерении проанализировать работу своих петербургских площадок, а затем "принимать решения, в том числе о выстраивании общей стратегии корпорации". На самих верфях ранее отмечали, что строительство переправы относится к компетенции городских властей.
"Определение точных технических характеристик и параметров Ново–Адмиралтейского моста, мероприятий по защите прилегающих объектов, в том числе обеспечивающих навигационную безопасность, возможно только на основании подготовленной и утверждённой в соответствии с действующим законодательством документации по планировке территории, предусматривающей размещение соответствующего линейного объекта, и разработанной проектной документации такого объекта", — сообщили "ДП" в КГА.
Там добавили, что "в настоящее время разработка градостроительной и проектной документации не осуществляется". При этом, по доступной в настоящее время информации, мост собираются построить не позднее 2040 года.