По области — минус: дефицит бюджета 47–го региона вырастет втрое

Дефицит бюджета в Ленобласти может достичь почти 24 млрд рублей

Законодательное собрание Ленинградской области 24 октября приступает к рассмотрению бюджета на предстоящий и последующие 2 года. Из–за опережающего роста расходов существенно увеличится дефицит.

Год назад, когда регион утверждал бюджет на 2024–й, ожидалось, что дефицит областной казны начнёт ежегодно сокращаться — с 7 млрд рублей в 2024–м до 0,8 млрд в 2026–м. Текущие цифры, предложенные чиновниками, кардинально иные: в предстоящем году дефицит может достигнуть сразу 23,5 млрд, в 2026–м — 14,5 млрд, в 2027–м — 9,7 млрд.

Источники пополнения казны

Согласно представленному проекту, доходы казны Ленобласти в следующем году должны достичь 240 млрд рублей (на 11% больше, чем планируется получить в 2024–м), расходы — 263 млрд (+18%).
Доходы бюджета соседнего региона в 5,5 раза меньше, чем у Петербурга (1,3 трлн). Но и в нём отражены тренды последнего времени: в доходах сокращается доля поступлений налога на прибыль при увеличении поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Но здесь есть и кардинальное отличие от Петербурга: областным чиновникам пока удаётся сдерживать резкие колебания в пропорциях между основными источниками пополнения казны. Как ранее писал "ДП", в Петербурге главным донором доходной части бюджета уже совершенно очевидно стали граждане с их зарплатами и налогами на другие источники доходов, а не бизнес. В Северной столице пропорция на 2025 год составляет 30% от бизнеса и 42% от жителей, тогда как в 2022–м это было 40% и 33% соответственно. В Ленобласти в нынешнем году доли должны составить 22 и 45%, а в следующем — уже 25 и 43%.
То есть 47–му региону по–прежнему доходы приносит скорее бизнес, чем жители. Впрочем, и численность населения области почти в 3 раза меньше, чем в городе.
Всего Ленобласть планирует в следующем году получить от НДФЛ в бюджет 60 млрд рублей, по налогу на прибыль — 104 млрд. Примечательно, что при утверждении бюджета в 2023 году на последующие 3 года поступления в 2025 году прогнозировались гораздо меньше — 50 млрд и 95 млрд соответственно. По сути, сейчас ожидания по НДФЛ по сравнению с годом ранее увеличены на 20%, по налогу на прибыль — на 9%.
В январе–июле 2024 года удельный вес убыточных организаций составил 25%, то есть каждое 4–е предприятие фиксирует убытки. Однако, как сообщает Петростат в своём прогнозе социально–экономического положения Ленобласти, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма убытка уменьшилась на 20%, до 18 млрд. В Петербурге результат более удручающий: при сопоставимом количестве убыточных компаний (23%) в городе совокупная сумма убытков взлетела в 1,9 раза, до 845 млрд рублей.
Гонка роста зарплат постепенно отражается и на бюджетах регионов. По оценке Петростата, средняя заработная плата в области по итогам августа превысила 79,4 тыс. рублей, увеличившись за год на 18%. В Петербурге динамика заметно ниже, всего 13%, что связано, вероятно, с более высокими зарплатами (99,8 тыс.).
Третьим по значимости источником доходов казны Ленобласти является налог на имущество организаций, его доля в 2025 году достигнет 13,4% (32 млрд). Для сравнения: в Петербурге на него приходится менее 5%.
При этом область рассчитывает получить по налогу на профессиональный доход от самозанятых в 1,7 раза больше, чем в текущем году. Их отчисления приблизятся к 0,5 млрд, тогда как в 2024 году планируется получить около 280 млн рублей. По последним данным, такой статус получили свыше 120 тыс. жителей региона (+20% с начала 2024 года). Динамика количественного прироста идентична петербургской (+20% за 9 месяцев). В среднем в каждом из регионов среднестатистический самозанятый ежегодно пополняет бюджет на 2,4 тыс. рублей.
У региона есть своя программа налоговых льгот. В пояснительной записке к рассматриваемому проекту бюджета сказано, что совокупный объём выпадающих (недополученных) доходов в 2025 году составит 6,4 млрд против 9 млрд за 2023 год. Из них по имущественному налогу организаций снижение составит 2,2 млрд (4,8 млрд против почти 7 млрд в 2023 году), по налогу на прибыль — 0,4 млрд (1,4 млрд против 1,8 млрд)
В бюджетной росписи в графе о доходах от размещения средств бюджетов стоит ноль. При этом, по данным СПВБ, регион активно размещает деньги на депозитах в банках (буквально в понедельник были размещены 2,4 млрд рублей под 20,65% годовых). Петербург, например, не скрывает, что благодаря ситуации с высокими ставками получает сверхплановые доходы. По данным Комфина города, по итогам 2024–го ожидалось не менее 45 млрд рублей (прогноз был озвучен в августе, до очередного цикла повышения ключевой ставки).

На что регион будет тратить деньги

Дефицит бюджета области в 2025 году запланирован в 10,5% от доходной части. Эксперты полагают, что в реальности размер дефицита может оказаться ниже. Например, по состоянию на 22 октября бюджет региона исполняется с профицитом 7,7 млрд рублей при запланированном годовом дефиците 39,5 млрд. Конечно, основные траты по традиции происходят в конце года, но почти очевидно, что итоговый дефицит казны 2024 года таким большим не будет.
Кроме того, прошлогодний бюджет области был исполнен с рекордными цифрами, была создана "подушка безопасности" на 37,2 млрд рублей. Видимо, она и будет направлена на покрытие возросших расходов.
Бюджет сохраняет социальную составляющую, заявляют власти региона. В целом структура расходов в 2025 году изменится по сравнению с 2024–м незначительно. Расходы на соцполитику составляют 22% от общего объёма, на образование — 21%, на здравоохранение — 9,5%. На национальную экономику приходится 19%, на жилищно–коммунальное хозяйство — 5,2%.
В следующем году рост расходов произойдёт по статье общегосударственных вопросов (+59% за счёт увеличения зарезервированных средств), на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (+13%) и социальную политику (+11%), в том числе из–за увеличения численности получателей мер социальной поддержки, а также введения новых мер.
Наибольший удельный вес в структуре расходов областного бюджета в 2025 году, так же как и в 2024 году, занимают государственные программы. Это затраты на современное образование (доля 22%, или 58 млрд рублей), социальную поддержку отдельных категорий граждан (16,3%, или 43 млрд) и развитие здравоохранения (13%, или 34 млрд). Затраты на непрограммные расходы органов госвласти увеличатся с 14 млрд в текущем году до 32 млрд.
Как говорится в пояснительной записке, на покрытие дефицита предполагается в том числе привлекать кредиты от федерального бюджета и коммерческих банков, а также сокращать его за счёт внебюджетных доходов, в том числе благодаря доходам от размещения временно свободных средств бюджета на депозитах и по договорам репо.
Бюджет сформирован с достаточно напряжёнными показателями как по доходам, так и по расходам. Складывающаяся социально–экономическая ситуация в регионе также требует выделения значительных дополнительных средств из областного бюджета. Основным фактором, учтённым при составлении прогноза поступлений доходов на очередной финансовый год, является ежегодное снижение централизуемой доли налога на прибыль организаций в рамках действия компенсационного механизма, введённого на федеральном уровне с целью нивелирования потерь бюджетов субъектов РФ в результате прекращения деятельности консолидированных групп налогоплательщиков. Доля расходов инвестиционного характера с учётом зарезервированных средств для финансового обеспечения расходов по объектам адресной инвестпрограммы составит 9,8% от общего объёма расходов. Объём долговых обязательств запланирован на экономически безопасном уровне, позволяющем сохранять контроль за объёмом и стоимостью его обслуживания с учётом всех возможных рисков и обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки на областной бюджет.
Роман Марков
первый заместитель председателя правительства Ленобласти, председатель комитета финансов
В 2024 году удалось не только сохранить стабильность в сложных внешнеполитических условиях, но и достичь устойчивого экономического роста. Регион продолжает исполнять все социальные обязательства перед жителями, причём одним из приоритетов является поддержка наших военнослужащих и членов их семей.
Сергей Бебенин
председатель Законодательного собрания Ленинградской области
Благодаря консервативному и прагматичному подходу к формированию и исполнению бюджета 2023 год оказался достаточно успешным для Ленинградской области, несмотря на сложности. Ситуация в стране, безусловно, обязывает регионы жить в режиме строгой экономии, не допуская нерационального расходования бюджетных средств.
Николай Пустотин
председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам ЗакСа Ленинградской области