Строго по регламенту: что не так с ипотечным стандартом в России

Ипотечный стандарт заставит банки переписать все свои документы
Автор фото: freepik.com

Банк России вводит ипотечный стандарт, которому должны следовать и заёмщики, и банки.

Банк России назвал стандарт "перспективным форматом мягкого регулирования". Варианты действий на случай, если какой–то из банков не захочет следовать стандарту, будут рассмотрены до конца ноября.
Основная же часть требований ипотечного стандарта вступает в силу уже 1 января 2025 года.

Добровольно–принудительная норма

О том, что в недрах ЦБ РФ разрабатывается некий документ, который затронет ипотечное кредитование, заговорили ещё в 2021 году. Тогда в федеральный закон "О банках и банковской деятельности" была включена ст. 24.1. Она закрепила норму, что отношения между кредитными организациями, а также отношения между банками и их клиентами могут регулироваться не только федеральными законами и нормативными актами Банка России, но дополнительно ещё и стандартами деятельности.
К маю 2024–го регулятор совместно с Минфином России согласовал положение о комитете по стандартам деятельности кредитных организаций. Именно этот орган будет издавать регламенты защиты прав получателей банковских услуг, совершения операций на финансовом рынке и в сфере корпоративного управления.
Ипотечный стандарт стал первой коллегиальной работой комитета. Состав этого органа публичен: из 18 членов 11 — представители банков, остальные — сотрудники Банка России, члены двух ассоциаций, специалисты ФАС РФ и Минфина.
Принципы ипотечного кредитования для всех кредитных организаций (по данным регулятора, таких в стране на сегодня 245 из 365 действующих) разработали сотрудники Альфа–Банка, ВТБ, Газпромбанка, "Дом.РФ", Новикомбанка, Сбербанка, Совкомбанка, Т–банка, Челиндбанка, "Центр–Инвеста" и Экспобанка.
По оценкам того же "Дом.РФ", лидером рынка по объёму ипотечного портфеля на 1 сентября 2024 года является Сбербанк (55%). На остальных перечисленных приходится ещё 34%. При этом в топ–20 входят также Россельхозбанк (доля 3%), Промсвязьбанк (2%), приобретённый Т–банком Росбанк (2%), "Ак Барс" (0,9%), "Санкт–Петербург" (0,7%) и ряд других — совокупно на них приходится 11% рынка. Они не входят в состав комитета, не принимали участие в разработке стандартов и, видимо, будут вынуждены безропотно согласиться с нововведениями, придуманными доминирующими игроками.
Часть опрошенных "ДП" банкиров категорически отказалась комментировать предстоящие изменения. Основная причина — до вступления ипотечных стандартов в силу давать какие–либо оценки невозможно. Тем более что меры наказания за неисполнение так и не озвучены.
Исключительно ипотекой ЦБ РФ ограничиваться не намерен: впереди будет работа над другими стандартами, которые затронут и потребительский сегмент. Вероятно, и BNPL (покупка в рассрочку), занявшего более 5% рынка и пока никакими инструкциями или нормативными актами не регулируемого.

Что шокирует в ипотечном стандарте

В публичном поле и банки, и агентства недвижимости, и застройщики давно отмечали, что рынку нужна универсальная инструкция или единый свод правил. Слишком многие в ипотеке использовали неконкурентные меры борьбы, в том числе "балуясь" десятыми долями ставок. Это было незаметно, когда они были низкие, но сегодня, когда рыночные достигают 22% годовых, заёмщик почему–то выбирает условные 21,75%, не понимая, что дополнительные платежи и комиссии могут довести фактическую до 23% и выше, чем у более честного предполагаемого конкурента.
Стандарты вводятся для защиты заёмщика. Традиционно ЦБ РФ при разработке нормативных актов ссылается на защиту интересов граждан — чтобы исключить так называемые порочные практики, когда заёмщика обманным путём, скрытыми комиссиями и ненужными и навязанными услугами заставляют переплачивать.
Притом что сам ЦБ РФ недавно отрапортовал о новых принципах работы с жалобами, в результате чего их число упало на 9%. И всё благодаря тому, что жалобы теперь должен рассматривать только тот, на кого жалуются, то есть сам кредитор.
Опубликованный на минувшей неделе текст ипотечного стандарта содержит в себе сразу несколько ярких моментов. Первый из них — размер первоначального взноса по всем ипотечным программам теперь будет 20% и более. Требование носит, безусловно, рекомендательный характер, однако банкам проще согласиться на такие условия, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания.
Получит ли данная норма повсеместную практику, предугадать сложно. Формально регулятор пытается предостеречь заёмщика от потенциальных потерь. Если цены на недвижимость будут сильно колебаться, а ипотека взята с минимальным или нулевым первоначальным взносом, то при вынужденной продаже такого жилья клиент рискует остаться должен банку (когда квартира продаётся по цене ниже суммы кредита).
Второй момент — за оставшиеся 2 месяца банкам придётся переписать все свои документы и переделать входные группы в офисы. Так можно истолковать пункт в стандартах, который обязывает размещать при входе всю информацию об ипотеке, написанную доступным для обывателя языком. К такой разработчики стандарта отнесли в том числе и разницу между ценами на квартиру при покупке её в ипотеку или за наличный расчёт, затраты при продаже жилья из–под ипотеки или процесс наложения взыскания — то есть изъятия при неплатежах.
Собеседники "ДП" выразили негласное недоумение, почему отдельным пунктом в стандарте оказались выделены необходимость проведения консультаций и предоставление полных и доскональных ответов на любые вопросы потенциального заёмщика. А также необходимость проставления "собственноручной подписи" клиента на бумагах, в которых прописаны все риски и последствия ипотечного кредитования. Норма буквально скопирована со страховых компаний, где покупателям полисов сперва предлагают ознакомиться с "ключевым информационным документом" — в табличной и сжатой форме.
Эксперты "ДП" отметили, что появление стандарта удивительным образом совпало с ситуацией, когда ипотека превратилась в штучный товар, доступный для избранных. В 2023 году в Петербурге в среднем в месяц выдавалось 6,4 тыс. ипотек, в 2024–м — 4,9 тыс. (по данным на август).
Поэтому с внедрением стандарта трудностей возникнуть не должно: сейчас каждый клиент, посещающий отделения банка, воспринимается как дорогой гость.

Скидками советуют не увлекаться

Наиболее спорной в стандарте оказалась 10–я статья. Регулятор рекомендует (а для большинства читающих его документы это воспринимается как запрет) отменить практику, когда за дополнительную плату процентная ставка по кредиту снижается. Более того, в случае досрочного погашения кредита банк обязан вернуть всю переплату за тот период, которым заёмщик не воспользовался.
Мера затрагивает две укоренившиеся практики. Прежде всего ЦБ РФ запретит банкам брать плату от застройщика за снижение ставки по кредиту (или связанного с ним юридического лица). Такая инициатива затрагивает ныне существующие квазиипотечные программы, которые девелопер или банк может называть как угодно: рассрочкой, траншевой или комбоипотекой, с нулевой ставкой на период строительства и т. д. Все они подразумевают дополнительные взносы или повышение стоимости квадратного метра.
На днях, к слову, публичный скандал из–за дополнительных поборов дошёл до заместителя правительства РФ Марата Хуснуллина. На одном из круглых столов слушатель посетовал, что Сбербанк готов снизить минимальный первоначальный взнос по семейной ипотеке с 50 до 20% при условии, что клиент оплатит комиссию 10% от размера кредита.
"Совершенно точно никому никаких таких преференций не давали. Это несогласованное решение. Дайте конкретные факты — я прямо сегодня позвоню Герману Оскаровичу, с ним переговорю на эту тему", — отреагировал Хуснуллин. Базовые условия госпрограммы — первоначальный взнос от 20%.
Пытаясь стандартизировать и оградить заёмщиков от возросших аппетитов банков и застройщиков, в стандарт вошёл и запрет "покупки" скидки на ставку. Прежде всего речь идёт о так называемых дополнительных взносах.
Механизм, лет десять назад предлагаемый единственным и монопродуктовым ипотечным банком, с 2022 года получил активное распространение — и сейчас им можно воспользоваться в большинстве кредитных организаций, в том числе Сбербанке, ВТБ, Альфа–Банке, Совкомбанке, "Дом.РФ" и т. д. У каждого из них он называется по–разному: "хочу свою ставку", "своя ставка", "ставка ниже" и т. п. Опция предполагает, что клиент единоразово заплатит банку определённую сумму, взамен получит снижение от базовой процентной ставки в диапазоне от 0,1 процентного пункта (п. п.) до 10 п. п. (у каждого банка свои условия).
Расчёт простой: клиент видит сумму переплаты, но не умеет считать экономическую целесообразность. Он может потерять деньги, если решит досрочно погасить кредит. Или если завтра ставки по ипотеке резко снизятся, а рефинансирование окажется бессмысленным, так как он уже "заплатил за снижение". Здесь же и потери при налоговом вычете, который полагается на проценты по ипотеке. Данная мера должна вступить в силу с 1 июля 2025 года.
В ипотечном кредитовании необходимость введения некоего стандарта может быть обоснованной, так как в условиях роста ключевой ставки ЦБ и повышенной закредитованности населения необходимо искать решения, направленные на примитивизацию сферы кредитования, на исключение "творческих" отступлений со стороны банков. Нарушение стандарта не будет прямо обосновывать применение тех или иных санкций, но всегда будет являться косвенным доказательством. Именно такой подход законодателя усматривается при расследовании уголовных дел о ятрогенных преступлениях, когда нарушение конкретного стандарта дополнительно обосновывает "незаконность" действий медицинского работника, но не всегда стоит в прямой причинно–следственной связи с наступившими последствиями.
Артём Яблоков
адвокат, партнёр компании "Братья Яблоковы"
Стандарты нужны, должен быть какой–то контроль. Без ипотеки сейчас купить квартиру нереально. Хотим мы или не хотим. Поэтому, наверное, надо стандартизировать процесс. В предложенном варианте есть понятия и термины, которые уже действуют и применяются на практике. Допустим, определение долговой нагрузки. Прописаны все параметры, упомянуты все известные схемы продаж. Пункты, которые касаются предметности, понятны. Но есть и нюансы. При подписании договора нужна подпись заёмщика, что он ознакомлен с информацией. И как это делать? Что должно в информации быть изложено? Кто будет продумывать эту простую речь, какие филологи? Или каждый банк по–своему будет писать?
Татьяна Хоботова
независимый эксперт по ипотеке