Держитесь за поручни: число ДТП с автобусами в Петербурге выросло на четверть

Количество аварий с участием автобусов в Петербурге резко выросло

ГАИ фиксирует рост аварийности на петербургском общественном транспорте. С одной стороны, на дорогах становится больше автобусов. С другой — умелых водителей всё меньше.

К возбуждению двух уголовных дел привело крупное ДТП с двумя автобусами и двумя легковыми авто Mercedes и Citroën, произошедшее в воскресенье, 27 октября, в центре Петербурга. Автобус МАЗ "Пассажиравтотранса", поворачивая с Лиговского проспекта на Невский "на красный", врезался в автобус Volgabus, а вслед за ним протаранил две легковушки.
В результате аварии 10 человек, включая водителя МАЗа и 12–летнего ребёнка, оказались в больнице. Ещё 15 человек от госпитализации отказались.
В отношении 39–летнего водителя возбуждено уголовное дело по ч. 1. ст. 264 УК РФ — нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств. Также Следственный комитет начал производство по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ).
По предварительной версии следствия, водителю стало плохо за рулём. На предприятии при этом сообщили, что в момент ДТП он отрабатывал четвёртый час смены, до выхода в рейс на здоровье не жаловался, сверхурочно не работал.
Как водитель он был, можно сказать, на хорошем счету: почти 10 лет без аварий. Автобус же перед выпуском на линию проходил техосмотр.

Аварии с автобусами в Петербурге

Инцидент на пл. Восстания стал далеко не первым серьёзным ДТП с участием общественного транспорта в этом году в Петербурге.
Буквально на днях дошла до развязки самая громкая история этого года — авария с автобусом ООО "Такси", рухнувшим в реку Мойку с Поцелуева моста в начале мая. В результате семь пассажиров погибли, здоровью ещё одного причинён тяжкий вред.
Октябрьский районный суд Санкт–Петербурга 25 октября приговорил водителя злополучного автобуса маршрута № 262, уроженца Таджикистана, гражданина России Рахматшоха Курбонова к 6 годам лишения свободы в колонии общего режима, помимо этого, ему на 2,5 года после освобождения запретили водить транспорт.
Суд признал: шофёр превысил скорость, а из–за утомлённого состояния потерял контроль, что и привело к трагедии.
Состояние водителей автобусов нередко становится причиной резонансных аварий с участием общественного транспорта в Петербурге. В середине июля шофёру–новичку стало плохо за рулём автобуса, когда он возвращался из рейса в парк. В итоге машина протаранила витрину автосалона "Тойота Центр Приморский", водитель попал в больницу.
В конце января этого года автобус МАЗ маршрута №152 ООО "Домтрансавто" съехал на тротуар на ул. Беринга, сбив пять пешеходов. Один из них получил тяжкие травмы.
Как установили правоохранители, водитель проявил "преступное легкомыслие и невнимательность к дорожной обстановке" и потерял управление. В июле суд назначил водителю Норкулы Содикову штраф в размере 500 тыс. рублей и запретил управлять транспортом в течение 2 лет. С учётом отбытого времени в СИЗО его освободили от штрафа и отпустили прямо из зала суда.
Также не прекращается регулярный поток сообщений о загоревшихся или задымившихся лазурных автобусах. Последний такой инцидент случился 24 сентября на Васильевском острове у гостиницы "Прибалтийская". За несколько дней до того дым повалил из автобуса маршрута № 213 в Зеленогорске.
А 18 октября символично соединились две главные проблемы Петербурга. Автобус ООО "Вест–Сервис", двигавшийся по маршруту № 66, задней частью провалился под асфальт на Кронштадтской улице — из–за прорыва трубы в этом районе кипяток размыл грунт, вследствие чего просело дорожное полотно. Никто не пострадал.

Опасно ли ездить на автобусе

Рост числа аварий с автобусами находит отражение и в статистике. Так, по данным ГАИ, в январе–сентябре 2024 года в Петербурге произошло 404 ДТП с транспортом, осуществляющим регулярные перевозки в целом (куда входит среди прочего городское, пригородное и междугороднее сообщение). За первые 9 месяцев 2023–го таких происшествий было 319, за тот же интервал 2022–го — 312.
При этом, как отметили в пресс–службе городского комитета по транспорту, данная статистика включает в себя инциденты с туристическими и областными автобусами, совершающими перевозку пассажиров в Петербург, и инциденты с ними не относятся к деятельности петербургского городского общественного транспорта.
Если углубиться в данные ГАИ, то можно увидеть, что с участием автотранспорта, выполняющего регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении (в эту категорию не входят междугородние рейсовые автобусы, а также, например, такси, троллейбусы, трамваи), за рассматриваемый период случилось 390 ДТП, что на 25,4% выше показателя того же периода 2023 года (311 инцидентов) и на 27% выше результата аналогичного отрезка 2022 года (307).
Ранения в таких авариях в течение трёх кварталов этого года получили 439 человек, что на 23 и 10,5% выше значений 2023 и 2022 годов соответственно.
Как отмечают в Комтрансе, статистика ГАИ ничего не говорит о причинах инцидентов: случился он по вине водителя общественного транспорта или же по вине других участников движения.
"За 9 месяцев 2024 года количество ДТП по предварительной вине водителей общественного транспорта Петербурга с пострадавшими составило 52 инцидента. В ходе разбирательства количество инцидентов может быть уменьшено исходя из анализа правоохранительными органами всех обстоятельств ДТП, поэтому на текущий момент статистика включает количество инцидентов по предварительной вине", — настаивают в ведомстве.

Почему растёт аварийность

При этом одним из основных объективных факторов роста числа ДТП с автобусами является банальный рост числа транспортных средств, обращает внимание транспортный инженер, автор telegram–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов.
В результате транспортной реформы, реализованной в 2022 году, с дорог Петербурга исчезли маршрутки — их заменили автобусы. Перевозчикам платит город за проделанную ими работу (по сути за километраж выполненных рейсов). Согласно статистике с сайта комитета по транспорту, в 2021 году в Петербурге насчитывалось 2,7 тыс. автобусов, в 2022–м их число увеличилось до 4,6 тыс., а к концу первого полугодия 2024–го превысило 5,3 тыс. — то есть выросло почти двукратно.
За тот же период протяжённость автобусной сети возросла с 6,5 тыс. до 7,8 тыс. км. Объём транспортной работы в 2021 году составлял 149 млн км, в 2022–м — 303,4 млн, а в 2023–м — 279,4 млн.
При этом факторами, влияющими именно на частоту происшествий, а не просто на их абсолютное число, являются дефицит водителей, нарушение режима труда (что только отчасти объясняется недостатком кадров), а также отсутствие реальной конкуренции в плане качества техники со стороны мировых производителей, многие из которых ушли с отечественного рынка, объясняет Иван Вергазов.
"Но, повторюсь, это факторы. И их влияние можно оценивать только на горизонте 2–3 лет — и то при наличии объективных данных. А этих самых данных у нас нет ни в открытом доступе, ни, скорее всего, даже в закрытом — реальная аналитика по вопросу безопасности сейчас, к сожалению, не особо интересна. Все мероприятия по безопасности носят событийный, а не системный характер", — считает эксперт.
На комплексный характер проблем общественного транспорта Петербурга также указывает и городской проектировщик, автор telegram–канала "Вороньи мысли" Даниил Воронин. Он отмечает, что качество сборки импортозамещённых автобусов оставляет желать лучшего. "Это связано с жёсткими сроками, в которые необходимо было предоставить подвижной состав по контракту для выхода на линию", — поясняет он.
Также, соглашается Даниил Воронин, все перевозчики испытывают кадровый голод, вследствие чего водителям приходится перерабатывать, а это в конечном итоге рано или поздно может сказаться на безопасности.
Помимо этого, в Петербурге существует общая проблема с организацией дорожного движения.
"В городе катастрофически не хватает выделенных полос, а общественный транспорт не имеет приоритета на дорогах. Всё это в том числе сказывается на работе водителей и их переработках", — заключает аналитик.
Проблема с безопасностью на общественном транспорте в Петербурге комплексная. Сейчас за руль не всегда допускаются лица, имеющие для этого достаточно высокую квалификацию. В некоторых случаях не соблюдается режим труда и отдыха водителей, медкомиссия перед рейсами проходит формально. Водители просто не всегда знают правила дорожного движения, владеют габаритами транспортного средства. Кроме того, и увеличивающийся год от года трафик на улицах, и разрастающийся парк автобусов тоже влияют на эти процессы. Рост аварийности — это не статистическая погрешность, а уже системная, нарастающая проблема. Нам нужна какая–то региональная, а может, и федеральная программа контроля за соблюдением безопасности движения, прежде всего на общественном транспорте. С маршрутками несколько лет назад ситуация была немного иная. Они, например, не были оборудованы ремнями, проезд в них часто оплачивался без выдачи билетов, водители иногда даже не имели прав соответствующего образца. Но основная претензия была к состоянию самих транспортных средств: маршрутки были старые, некомфортные, в них было тесно. Проблему решили, предоставив городу современные автобусы, но вопрос с водителями так и остался. Водители просто пересели из маршруток на эти новые автобусы — и ездить стали плюс–минус так же. Хотя с точки зрения габаритов это совершенно другие машины.
Александр Дмитриев
завкафедрой экономической безопасности Президентской академии в Санкт–Петербурге
Мы наблюдаем катастрофический дефицит кадров среди водителей автобусов. Та же трагедия на Мойке во многом связана с дефицитом кадров. У ООО "Такси" был знатный недовыпуск автобусов на линию — порядка 15%. Сильный кризис начался именно в нынешнем году, в 2023–м это так не чувствовалось. Например, в этом году видны большие недовыпуски уже на целом ряде маршрутов, в первую очередь среди наших частных перевозчиков. Да и по всей стране об этом говорят. В транспортной отрасли мигрантов традиционно не трогали. Даже в ходе недавнего обсуждения проблемы в ЗакСе депутат Алексей Цивилёв заявлял, что если мы сейчас выгоним всех мигрантов, то у нас просто не будет водителей.
Владислав Булгаков
транспортный аналитик