ГАИ фиксирует рост аварийности на петербургском общественном транспорте. С одной стороны, на дорогах становится больше автобусов. С другой — умелых водителей всё меньше.
К возбуждению двух уголовных дел привело крупное ДТП с двумя автобусами и двумя легковыми авто Mercedes и Citroën, произошедшее в воскресенье, 27 октября, в центре Петербурга. Автобус МАЗ "Пассажиравтотранса", поворачивая с Лиговского проспекта на Невский "на красный", врезался в автобус Volgabus, а вслед за ним протаранил две легковушки.
В результате аварии 10 человек, включая водителя МАЗа и 12–летнего ребёнка, оказались в больнице. Ещё 15 человек от госпитализации отказались.
В отношении 39–летнего водителя возбуждено уголовное дело по ч. 1. ст. 264 УК РФ — нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств. Также Следственный комитет начал производство по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ).
В офисе "Пассажиравтотранса" прошли обыски.
По предварительной версии следствия, водителю стало плохо за рулём. На предприятии при этом сообщили, что в момент ДТП он отрабатывал четвёртый час смены, до выхода в рейс на здоровье не жаловался, сверхурочно не работал.
Как водитель он был, можно сказать, на хорошем счету: почти 10 лет без аварий. Автобус же перед выпуском на линию проходил техосмотр.
Аварии с автобусами в Петербурге
Инцидент на пл. Восстания стал далеко не первым серьёзным ДТП с участием общественного транспорта в этом году в Петербурге.
Буквально на днях дошла до развязки самая громкая история этого года — авария с автобусом ООО "Такси", рухнувшим в реку Мойку с Поцелуева моста в начале мая. В результате семь пассажиров погибли, здоровью ещё одного причинён тяжкий вред.
Октябрьский районный суд Санкт–Петербурга 25 октября приговорил водителя злополучного автобуса маршрута № 262, уроженца Таджикистана, гражданина России Рахматшоха Курбонова к 6 годам лишения свободы в колонии общего режима, помимо этого, ему на 2,5 года после освобождения запретили водить транспорт.
Суд признал: шофёр превысил скорость, а из–за утомлённого состояния потерял контроль, что и привело к трагедии.
Состояние водителей автобусов нередко становится причиной резонансных аварий с участием общественного транспорта в Петербурге. В середине июля шофёру–новичку стало плохо за рулём автобуса, когда он возвращался из рейса в парк. В итоге машина протаранила витрину автосалона "Тойота Центр Приморский", водитель попал в больницу.
В конце января этого года автобус МАЗ маршрута №152 ООО "Домтрансавто" съехал на тротуар на ул. Беринга, сбив пять пешеходов. Один из них получил тяжкие травмы.
Как установили правоохранители, водитель проявил "преступное легкомыслие и невнимательность к дорожной обстановке" и потерял управление. В июле суд назначил водителю Норкулы Содикову штраф в размере 500 тыс. рублей и запретил управлять транспортом в течение 2 лет. С учётом отбытого времени в СИЗО его освободили от штрафа и отпустили прямо из зала суда.
Также не прекращается регулярный поток сообщений о загоревшихся или задымившихся лазурных автобусах. Последний такой инцидент случился 24 сентября на Васильевском острове у гостиницы "Прибалтийская". За несколько дней до того дым повалил из автобуса маршрута № 213 в Зеленогорске.
А 18 октября символично соединились две главные проблемы Петербурга. Автобус ООО "Вест–Сервис", двигавшийся по маршруту № 66, задней частью провалился под асфальт на Кронштадтской улице — из–за прорыва трубы в этом районе кипяток размыл грунт, вследствие чего просело дорожное полотно. Никто не пострадал.
Опасно ли ездить на автобусе
Рост числа аварий с автобусами находит отражение и в статистике. Так, по данным ГАИ, в январе–сентябре 2024 года в Петербурге произошло 404 ДТП с транспортом, осуществляющим регулярные перевозки в целом (куда входит среди прочего городское, пригородное и междугороднее сообщение). За первые 9 месяцев 2023–го таких происшествий было 319, за тот же интервал 2022–го — 312.
При этом, как отметили в пресс–службе городского комитета по транспорту, данная статистика включает в себя инциденты с туристическими и областными автобусами, совершающими перевозку пассажиров в Петербург, и инциденты с ними не относятся к деятельности петербургского городского общественного транспорта.
Если углубиться в данные ГАИ, то можно увидеть, что с участием автотранспорта, выполняющего регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении (в эту категорию не входят междугородние рейсовые автобусы, а также, например, такси, троллейбусы, трамваи), за рассматриваемый период случилось 390 ДТП, что на 25,4% выше показателя того же периода 2023 года (311 инцидентов) и на 27% выше результата аналогичного отрезка 2022 года (307).
Ранения в таких авариях в течение трёх кварталов этого года получили 439 человек, что на 23 и 10,5% выше значений 2023 и 2022 годов соответственно.
Как отмечают в Комтрансе, статистика ГАИ ничего не говорит о причинах инцидентов: случился он по вине водителя общественного транспорта или же по вине других участников движения.
“
"За 9 месяцев 2024 года количество ДТП по предварительной вине водителей общественного транспорта Петербурга с пострадавшими составило 52 инцидента. В ходе разбирательства количество инцидентов может быть уменьшено исходя из анализа правоохранительными органами всех обстоятельств ДТП, поэтому на текущий момент статистика включает количество инцидентов по предварительной вине", — настаивают в ведомстве.