Забота о здоровье и красоте помогает людям найти опору в трудные времена. Несмотря на сложные макроэкономические процессы, рынок косметологических услуг в Петербурге продолжает расти. Об этом рассказали участники круглого стола "Красивый бизнес: всё серьёзно" в пресс-центре "Делового Петербурга".
Спрос на услуги косметологов и интерес к процедурам растёт не первый год. По оценкам аналитической компании BusinesStat, оборот рынка косметологии в России в 2023 году увеличился на 8,6% и составил 269 млрд рублей — это максимальная сумма за последние пять лет. А объём рынка косметологических услуг в Петербурге достиг 10 млрд рублей. Среди ключевых драйверов роста отрасли – увеличение интереса к превентивной косметологии и высокий спрос на малоинвазивные процедуры.
Президент ассоциации "Сообщество предприятий индустрии красоты" Павел Черных подтвердил, что динамика рынка косметических процедур в Петербурге набирает обороты. С начала года показатели выросли на 15%. По словам эксперта, интерес к уходу за собой демонстрируют не только женщины, но и мужчины.
Генеральный директор СРО "Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга", кандидат экономических наук Александр Солонин уточнил, что спрос растёт не только в косметологии, но и в пластической хирургии. Так, сегодня Петербург является одним из ведущих регионов по внутреннему медицинскому туризму в области пластической хирургии. По мнению эксперта, у такой положительной динамики есть две основные причины.
“
"Во-первых, растёт платёжеспособность населения в регионах. Причём ценообразование сегодня соответствует спросу, несмотря на логистические проблемы и рост затрат медицинских организаций на фоне увеличения ключевой ставки ЦБ РФ. Во-вторых, в корзине потребностей домохозяйств растёт доля расходов на здоровье и красоту, в том числе и для снижения эмоционального напряжения", — рассказал Александр Солонин.
Что касается основных предпочтений, то в косметологии традиционно наиболее популярны инъекционные процедуры. Однако специфика развития косметологических центров и борьба с серым рынком на дому определяют экономическую целесообразность комплексного подхода на одной площадке, где нужно сочетать разные программы и услуги.
Сегодня на рынке наблюдается устойчивая тенденция к применению аппаратной косметологии и использование высокотехнологичного оборудования. Как отмечает Александр Солонин, причина этой тенденции в том, что инъекционная и аппаратная косметология помогает многим потребителям значительно отсрочить эстетическую хирургию.
Врач-терапевт, специалист в области организации здравоохранения, генеральный директор российского производителя медицинских изделий для профилактики и реабилитации ООО "Альсария" Елена Шураева отметила, что среди важных тенденций на рынке выделяется персонализированный подход.
Как говорит эксперт, типы старения и состояние кожи у каждого человека строго индивидуальны, поэтому одни и те же препараты одного мастера для двух пациентов будут действовать абсолютно по-разному. Впрочем, сегодня есть методики, которые позволяют находить уникальный подход к каждому пациенту, например, с помощью цифровой капилляроскопии.
Также участники дискуссии обратили внимание, что в косметологии становится более популярным превентивный подход. Если ещё лет 15 назад подавляющим большинством посетителей салонов красоты были женщины в возрасте от 40 лет, то сейчас тенденция сменилась. Услугами косметологов чаще прибегают девушки от 20 лет.
“
"Комплексный подход также очень востребован, потому что свободного времени не хватает. Приходя в салон, посетитель хочет получить не просто конкретную процедуру на лицо или шею. Он ждёт целостный подход, заботу о его внешности и здоровье. Важно понимать, что невозможно улучшить состояние кожи лица только одними бьюти-процедурами, если вы не наладили работу ЖКТ. Или пациент никогда не добьётся свежего внешнего вида, если не нормализует сон и психологическое состояние. Это не значит, что все салоны красоты должны превращаться в многопрофильные клиники, но расширить линейку услуг комплексными программами будет уместно — лояльность клиентов точно возрастёт", — полагает Елена Шураева.
Директор бренда декоративной косметики Kristall Minerals cosmetics Юлия Котельникова отметила, что на рынке актуален тренд на эко-ответственность: "Всё больше потребителей предпочитают чистые составы с учётом бережного отношения к природе при производстве. Для некоторых покупателей экологичность может не стоять на первом месте, но, если в процессе покупки они узнают, что эта упаковка подлежит повторной переработке, их уровень доверия может увеличиться. Бренды активно используют эко-тренд в маркетинговом подходе, делая акцент на натуральном составе".
Впрочем, вместе со спросом и средней ценой растёт и стоимость расходных материалов. Как рассказала сооснователь сети студий FaceRoom Полина Фролова, затраты на одноразовые "расходники" выросли как минимум на 10%. Что касается салонной косметики, особенно импортной, то её стоимость растёт практически ежеквартально.
При этом, как отметила Полина Фролова, большая часть продукции, которая, например, используется в сети студий FaceRoom, обычно включает производителей из Австралии, Кореи, США и других стран, с которыми наблюдаются сложности в логистических цепочках. Поэтому салоны красоты всё чаще задумывают о запуске собственных линий косметологических продуктов. Однако не многие готовы решиться на этот шаг.
Слова коллег подтвердила и Юлия Котельникова, которая добавила, что с начала года ощущается рост на 15% практически по всем комплектующим и расходникам, начиная от самих компонентов, заканчивая пластиковой и картонной упаковкой и наклейками.
Павел Черных подчеркнул, что сегодня при создании косметического бренда каждый российский производитель также сталкивается с проблемой нехватки сырья и упаковки.
Директор по развитию бренда CELITEA Ксения Муратова посетовала, что сейчас производителям приходится работать с ограниченным ассортиментом тары отечественного производства: "Около 80% российских брендов пользуются одинаковой тарой, что размывает уникальность бренда. Мы по-своему нашли выход из ситуации и сделали акцент на цветовой гамме чёрного с красным, которая позволяет подчеркнуть индивидуальность бренда".
Значительно осложняет дело и то, что за последние два года на российском рынке появилось множество молодых брендов, среди которых достаточно просто затеряться. Полина Фролова отметила и более очевидную проблему: "Если говорить про косметику, то абсолютно всё уже изобрели. Чтобы изобрести свою уникальную формулу, сейчас нужны бесконечные дотации, исследования, а по факту марка косметики сводится к упаковке".
Однако есть и положительные примеры. Ксения Муратова рассказала об удачном опыте запуска косметического бренда Celitea в мае 2024 года: "Мы не искали лёгких путей и хотели выйти на рынок с качественным брендом, закрепиться в нише премиальной косметики. Идеей создания бренда мы вдохновились после поездки в Индию. А в Санкт-Петербурге нашли высокотехнологичное производство, которое сотрудничает с индийскими поставщиками с высоким качеством масел. Зачастую все привыкли брать качественное сырьё из Европы, но его можно найти и в других странах".
Но даже для самого высококачественного продукта нужно найти способ выйти на своего покупателя. Здесь поможет только грамотное позиционирование.
“
"В связи с всеобщим засильем новых брендов может помочь только чёткое уникальное торговое предложение. На примере нашего бренда можно сказать, что косметика не только решает конкретную проблему, но и несёт вспомогательные функции, такие как ароматерапия, влияя на физическое и психоэмоциональное состояние человека. Всё это помогает достигнуть wow-эффекта у потребителя", — добавила Ксения Муратова.
Адвокат, руководитель практики разрешения споров юридической компании "ССП-Консалт" Дарья Титкова отметила, что после принятия закона "О рекламе", увеличилось число решений от УФАС: "В продвижении бренда косметики важно помнить, что нельзя делать акцент на конкретной марке косметики. Например, блогер в соцсетях может делать обзор, но рекомендация уникальных качеств отдельного продукта обязательно должна сопровождаться маркировкой".
Дарья Титкова также рассказала, что в практике возросло количество случаев так называемого потребительского экстремизма, когда нерадивые клиенты атакуют салоны красоты: "Если сторона салона или клиники вовремя не подписала согласие на обработку персональных данных с клиентом, то бывает довольно сложно выстроить защиту. Ушлые клиенты могут воспользоваться этой лазейкой".
Немаловажно и то, какими путями продукт доходит до клиента. Так, помимо привычных маркетплейсов и обычных магазинных полок косметика всё чаще расходится по салонам красоты и барбершопам. Генеральный директор Bear’s Beard Barbershop, управляющий и совладелец "Шуба Бар" Фёдор Резниченко рассказал в ходе круглого стола, что для его бизнеса было отличным решением размещение зоны распространения специализированной косметики.
Перегретый рынок — не единственная проблема для новых брендов. Локальные производители косметики готовятся к законодательным нововведениям, касающимся обязательной маркировки косметики и бытовой химии. Сейчас в России идёт эксперимент по маркировке косметических средств. Если он пройдёт успешно, следующей весной маркировка станет обязательной. Эксперты не сомневаются, что соответствующее постановление будет принято, что повлечёт дополнительные издержки. Однако уменьшится ли количество контрафактной продукции, на данном этапе оценить сложно.
“
"Мы уже столкнулись с этим вопросом, потому что для наших продуктов маркировка обязательна. В течение полугода мы участвовали в эксперименте и приучали сотрудников своего производства к новым правилам. Безусловно, это требует нового оборудования, которое повышает себестоимость продукта",— пояснила Елена Шураева.
Кроме того, на каждое изделия наносится свой штрих-код, и каждая баночка крема должна быть маркирована. Но и продать изделие можно не всем. Эксперт подчёркивает, что у реселлеров, которые будут реализовывать продукцию для конечного потребителя, должны быть в наличии считыватели маркировки — а это значительно усложняет поиск партнёров.
Александр Солонин резюмировал, что индустрия красоты является важным сегментом рынка, который работает на улучшение качества жизни человека, а значит влияет на продолжительность жизни и нуждается во внимании. Именно поэтому не стоит недооценивать эту сферу экономики.
“
"Салоны красоты, клиники пластической хирургии, всё, что связано с эстетикой, образом жизни и эмоциональным состоянием — это очень важная сфера, которая требует особого подхода со стороны государства. С учётом непростой экономической ситуации развитие и деятельность любых предприятий очень проблематичны. Для индустрии красоты необходимы более благоприятные условия, возможно принятие отдельных программ поддержки, которые помогли бы предпринимателям сохранить высокое качество своих услуг и не упасть в зону низкой рентабельности или убытков", — констатировал он.