Образование, мебель и продукты питания стали главными драйверами малого бизнеса

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Самыми быстрорастущими отраслями малого и среднего бизнеса по итогам III квартала стали образование, производство мебели и продукты питания.

По данным исследования Calltouch, банка "Точка" и hh.ru, у мебельной отрасли (включая сантехнику, освещение, товары для дома и офиса) и у сегмента "продукты питания" индекс здоровья бизнеса составил 54 балла из 100. В сфере образования — 51 балл.
Индекс рассчитывается на основе формулы из девяти ключевых индикаторов, включающих рекрутинговую, маркетинговую активности и финансовую составляющую.
Опрошенные "ДП" эксперты подтверждают данные исследования. По словам политолога и доцента МГУ им. М. В. Ломоносова Артёма Косорукова, в период неопределённости и кризиса потребительских ожиданий сфера образования продолжает расти. Это связано с тем, что люди рассматривают образование как инвестицию в будущее.
"В мебельной отрасли также наблюдается значительная переориентация. Мы видим акцент на отечественный рынок, импортозамещение. Люди инвестируют в свой дом и быт. Продуктовый сектор традиционно растёт. В развитых странах на продукты питания приходится 10–15% расходов, а в развивающихся — 30–40%. Без продуктового ассортимента не обходится ни один торговый центр, и он часто становится основным стабильным источником прибыли. Для домашних хозяйств сокращение расходов на питание невозможно, это одна из самых базовых потребностей", — объясняет Артём Косоруков.
По словам основателя компании PayPeople и сервиса taxiCRM Вадима Чермошенцева, отрасли образования, мебели и продуктов питания имеют потенциал для устойчивого роста, однако для каждой есть свои риски. Например, в образовании — необходимость постоянно адаптировать программы к изменениям рынка, а также конкуренция с глобальными образовательными платформами.
В мебельной индустрии вызовы могут исходить из возможных перебоев с поставками материалов и изменений в потребительском спросе. В случае с продуктами питания логистика и рост стоимости производства могут влиять на доступность и ассортимент.
Одним из основных драйверов, формирующих бум спроса на образовательные услуги, многие эксперты считают технологический прогресс.
"Технологии развиваются гораздо быстрее, чем изменяется система образования, её составляющие и подходы. Это серьёзная проблема. Как раз поэтому и образовательные учреждения, и бизнес должны выстроить механизмы, которые позволят как можно быстрее адаптироваться к реальным темпам технологического роста. Это общая задача, и здесь особенно эффективна будет синергия", — подчёркивает генеральный директор компании "Логвинов Консалтинг Сервис" Олег Логвинов.
Аналитика hh.ru показывает, что по итогам III квартала 2024 года в целом по стране спрос на кадры у работодателей из отрасли "Наука и образование" вырос на 2% (более 47 тыс. вакансий). В Петербурге появилось более 6 тыс. вакансий, что на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
У компаний, связанных со сферой "Продукты питания", потребность в сотрудниках в целом по стране выросла на 11%, в Петербурге — на 6%. У работодателей, связанных с производством и продажей мебели, потребность в кадрах по РФ выросла на 2%, а в Петербурге упала на 15%, рассказала "ДП" директор hh.ru СЗФО Юлия Сахарова.
Несмотря на незначительное сокращение спроса на кадры у некоторых работодателей, зарплаты всё равно растут, подчёркивают в hh.ru. Например, в мебельной отрасли за год они выросли на 29%, с 61,5 тыс. до 79,4 тыс. рублей. В сфере продуктов питания суммы увеличились на 26%, до 69,6 тыс., а в отрасли науки и образования — на 13%, до 61,4 тыс. рублей.
В Петербурге зарплаты отличаются от общей картины. Сотрудники сферы питания стали получать в среднем 73,6 тыс. рублей, на 22% больше, чем годом ранее. Прирост зарплат в мебельной отрасли составил 19% (в среднем 89,4 тыс. рублей), в науке и образовании — 10% (60,3 тыс. рублей).