К 1 ноября штат дворников и механизаторов в районных жилищных агентствах, задействованных при уборке внутриквартальных территорий в Петербурге, был укомплектован более чем на 90%: до 4 тыс. и 1,1 тыс. человек соответственно.
Это меньше нормы, однако власти продолжают поиски персонала и намерены решить проблемы, накопившиеся с прошлых зим.
К уборке города будут привлекать даже участников студотрядов, но пока что неясно, насколько эффективной будет их помощь. Особенно — во время сильных снегопадов и оттепелей.
В ожидании чуда
О готовности Петербурга к холодам рассказали на пресс-конференции, состоявшейся ещё до первых снегопадов. По словам вице-губернатора Евгения Разумишкина, власти сделали всё возможное, чтобы повысить качество уборки в этом сезоне, избежав системных проблем вроде сугробов во дворах, скользких тротуаров, падающих сосулек и засыпанных снегом парковок.
Так, для расчистки платных стоянок сформировали 11 мобильных бригад и договорились с районными администрациями об их одновременной уборке с тротуарами и прилегающими внутриквартальными территориями.
Для уборки последних у районных жилищных агентств (ГУЖА) есть 1,2 тыс. единиц самоходной техники с 1,5 тыс. единиц навесного и прицепного оборудования. Между тем у подведомственных Комблагу учреждений и садово-парковых хозяйств — 1671 единица техники, но трудоустроены только 75% от нужного числа сотрудников: 1,6 тыс. водителей, 1,3 тыс. механизаторов и около 800 работников ручного труда.
При этом на случай сверхнормативных осадков уже заключены договоры "на предоставление дополнительных сил по уборке городских территорий".
Хорошая новость прозвучала для жителей Петроградской стороны: если раньше спецтехника приезжала к ним с Васильевского острова, опаздывая из-за пробок, в ноябре под мостом Бетанкура должны открыть первую в районе площадку для автоколонны на четыре десятка спецмашин.
“
"Сокращение логистического плеча безусловно способствует ускорению процессов, — говорит доцент кафедры таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат социологических наук Дарья Щербакова. — В данном случае речь идёт об эффективном расходовании времени работы техники, механизаторов, топлива. За тот же рабочий день при сокращении времени на дорогу одна единица техники сделает на как минимум 10% больше работы. А тем более, если речь о 40 единицах уборочной техники".
По той же причине — в целях оптимизации, — в ГУЖА внедрены маршрутно-технологические карты с порядком действий дворников и механизаторов, а скоро в пилотном режиме должны запустить новую систему информирования об участках внутри кварталов, где нельзя парковаться, чтобы не мешать спецтехнике.
Новый глава Жилкома Денис Удод обратил внимание, что сейчас большинство игнорируют объявления с просьбой убрать машины, из-за чего работникам ЖКХ приходится отклоняться от оптимальной схемы работы, а порой и несколько раз объезжать двор, если чужое авто мешает проехать напрямик. А учитывая, что во время уборки спецтехника двигается со скоростью максимум 5–10 км/ч, говорить об эффективности уборки в таких обстоятельствах не приходится.
Старые мозоли
Несмотря на проведённую в Петербурге "снежную реформу", по факту так называемое "лоскутное одеяло" никуда не исчезло, констатирует президент Санкт-Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова.
Одна из приоритетных задач, которую обозначили в Смольном — координировать действия ГУЖА, дорожных предприятий, УК и муниципальных служб, которые по-прежнему занимаются уборкой снега на разных участках.
Наиболее пристально обещали следить за ситуацией в новых микрорайонах, где застроенные участки не всегда передаются городу в срок вместе с обязанностями по содержанию. При этом маршрутные листы, позволяющие улучшить логистику, до сих пор введены не везде. По мнению Гульнары Борисовой, корень зла кроется в отсутствии должного контроля, который является неотъемлемой частью грамотного управления.
“
"Мы каждую осень слышим обещания, что в этот раз точно всё будет хорошо, но ничего не меняется. На мой взгляд, это какая-то имитация деятельности. И если вся эта система завязана на бюджетных средствах, речь идёт либо о какой-то экономии, либо о недостатке своевременного и регулярного контроля за фактическим исполнением поставленных задач. Это проблема всей жилищно-коммунальной сферы: зачастую необходимые действия просто не производятся, но оформляются как исполненные. А если горожане жалуются через один из созданных для этого ресурсов, то замечательно и очень быстро в цифровом порядке получают отписки. Доходит до того, что некоторым присылают фотографии двухлетней давности с якобы вчера или сегодня убранной парадной", — рассказывает президент ассоциации собственников жилья и их объединений.
В свою очередь генеральный директор петербургской управляющей компании "Терра" Юлия Фёдорова отмечает, что для поддержания порядка зимой важно создать эффективную и гибкую систему, которая бы включала в себя все звенья от Жилкома до всех УК и работала таким образом, чтобы в экстремальные периоды — при сильных снегопадах, оттепели, резких и частых перепадах температур, — все службы в городе могли мобилизоваться и быстро решить проблему, имея наготове дополнительный ресурс людей и техники.
При этом решающим является даже не число резервных машин и специалистов, а качество системы управления и постепенная автоматизация процессов, подчёркивает Фёдорова.
“
"Для нас, как организации, ответственной за уборку придомовых территорий, важен скоординированный процесс уборки внутри и межквартальных территорий. Мы работаем в семи районах города и в каждом видим серьёзный настрой на предстоящий зимний период, традиционно работаем в тесном взаимодействии с жилищными агентствами. Уверена, что положительный опыт прошлого года, работа над ошибками и эффективная координация принесёт свои результаты", — считает гендиректор УК.
Ещё одна проблема заключается в нехватке инфраструктуры для служб ЖКХ и качественных мест отдыха для дворников. По словам Евгения Разумишкина, на выстраивание новой системы требуется время, поэтому "и в следующем, и, даже, наверное, в 2026 году, этому вопросу будет уделяться внимание".
Также власти намерены вплотную заняться очисткой крыш МКД, за которую несут ответственность УК, ТСЖ и ЖСК: на фоне дефицита кровельщиков их побуждают заключать договоры на привлечение сторонних специалистов, которые смогут приходить на помощь штатным дворникам в случае залповых снегопадов. Найти бригады промышленных альпинистов в сезон нелегко, но все по итогу справляются с этой проблемой.
"Здесь ситуацию регулирует рынок. Чем больше спрос на тех или иных подрядчиков, тем больший ценник они выставляют на свои услуги", — говорит Фёдорова.
Греби, студент!
Как рассказала "Деловому Петербургу" руководитель пресс-службы HeadHunter в СЗФО Мария Бузунова, предлагаемая зарплата для дворников в Северной столице растёт хорошими темпами, но остаётся одной из самых низких в городе: к началу ноября доход дворников в ЖКХ-сфере достиг 50 тыс. рублей, что на 4,6 тыс. больше, чем в конце октября – начале ноября 2023 года и на 16 тыс. больше, чем в то же время в 2022 году.
“
"Средний доход петербуржца сейчас на 60% выше, чем средний доход дворника, который соответствует скорее среднему доходу горожанина в 2019 году. У механизаторов ситуация иная: средняя зарплата выросла до 84 тыс. рублей (+20% к 2023 году, +33% к 2022), но число кандидатов на одно рабочее место тоже невысокое — не более 2–3 человек. Далеко не все готовы трудится в условиях улицы и морозов, которые специфичны для ЖКХ-сферы. Ещё одна причина возможного кадрового дефицита — отношение самих соискателей: согласно опросу hh.ru, более 40% петербуржцев считают сферу ЖКХ наименее престижной с точки зрения трудоустройства, — напоминает Бузунова. — Если говорить про отраслевую борьбу за кадры, она действительно есть и часто выражается именно в зарплатной гонке".
Динамика предлагаемой зарплаты в вакансиях для дворников в Петербурге с 2022 по 2024 год.
Исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова напоминает, что дефицит кадров наблюдается во многих отраслях, но в сфере строительства и содержания дорог ситуация особенно острая.
"В некоторых регионах не хватает от 30 до 45% персонала. Это достаточно большой процент, учитывая, что требования к содержанию дорог и улиц ужесточаются с каждым годом. Постоянное увеличение заработной платы не успевает за темпами инфляции, ручной труд — крайне тяжёлый, а в эпоху технического прогресса и цифровизации всё меньше людей готовы к большим физнагрузкам", — констатирует специалист.
Между тем на странице Студенческих отрядов Санкт-Петербурга в социальной сети "ВКонтакте" появилось первое объявление для желающих подзаработать на уборке снега. Учащимся очно будут платить еженедельно, из расчёта 1 тыс. рублей за четырёхчасовую смену. Студенты-заочники могут устроиться на полную ставку, а их заработок, утверждается в объявлении, составит 72 тыс. рублей в месяц — почти на 30% больше, чем предлагаемая зарплата для этой должности в городе.
Таким образом власти надеются не просто временно закрыть "дыры" в штате, а привлечь молодых специалистов на длительный срок. При желании студенты могут пройти курсы и перейти на должность мастера участка или механизатора, а в качестве ещё одного бонуса (помимо билетов на спортивные матчи и в театр) указывается возможность бесплатно получить квартиру в Петербурге. Её предоставят тем, кто отработает минимум 10 лет на постоянной основе.
При этом в качестве потенциальных работников рассматривают в том числе студентов из Белоруссии и Казахстана, однако если в целом говорить о мигрантах, которые преимущественно шли в ЖКХ во многом из-за отсутствия более выгодных предложений, зачастую они оказываются не лучшим вариантом среди соискателей, отмечает Гульнара Борисова Из-за отсутствия должного контроля многие иностранцы отлынивают от работы, а на зиму большинство и вовсе уезжает из города: "Сейчас ноябрь пройдёт, а потом, когда будет самый пик, что помешает мигранту уволиться и уехать домой погреться? Ничего. Тем более, что оплата всё равно не соответствует уровню нагрузки".
Кроме того, устраиваясь дворником или механизатором, многие оказываются не готовы выполнять весь спектр возложенных на них функций. А осознав, что им не хватает знаний или опыта для решения поставленных задач, многие быстро увольняются. Особенно, если высокие запросы к техническому оснащению есть, а запчасти и расходные материалы — нет.
Надежда умирает последней
Отвечая на вопрос, когда в Петербурге лучше всего обстояли дела с зимней уборкой, опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты выразили мнения: "когда не было снега" и "когда петербуржцы сами брали в руки лопаты и шли разгребать завалы".
Предстоящая зима тоже едва ли порадует петербуржцев погодой, хотя и должна пройти без экстремально низких и высоких температур, рассказал начальник Гидрометцентра Петербурга Александр Колесов: "Согласно последним расчётам, зима в этот раз получится близкой к норме. Это достаточно хорошая зима для нас, со средней температурой –7...–11 градусов. А вот осадков выпадет где-то 130–140% от нормы. В нашем климате циклоны всегда преобладают, поэтому снега будет достаточно, и количество оттепелей тоже должно преобладать".
Учитывая, что зимой для Северной столицы характерны резкие переходы через ноль и перепады температуры, одним из лучших решений будет превентивная противоголёдная обработка, указывает генеральный директор "ТНК "Айс" в Петербурге Михаил Домнин.
“
"Из года в год проблема гололедицы в Петербурге стоит остро. На мой взгляд, надо модернизировать саму систему уборки. Сейчас у нас так: выпал снег или схватился лёд, дальше идёт обработка дорог и тротуаров противогололёдными материалами и после этого вся грязь и жижа остается на дорогах. Нужна превентивная обработка: дороги и тротуары необходимо обрабатывать противогололёдными материалами перед снегопадом. Это поможет избежать образования наледи", — объяснил эксперт и добавил, что вместо технической соли с песком городу пора переходить на современные противогололёдные материалы.
Аналогичной точки зрения придерживается Юлия Антонова. Она отмечает, что из-за обширной пешеходной сети с узкими улицами для уборки дворов и тротуаров используется в основном ручной труд, поэтому применение новых реагентов избавит дворников от необходимости работать ломами и ледоколами, повреждая тротуарную плитку и поребрики.
“
"Ещё одна задача, которую необходимо решить всеобщими усилиями — расчёт техники и кадров для качественной зимней уборки, — обращает внимание исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта. — К сожалению, действующие нормативы сильно устарели, а дорожные и коммунальные службы не обладают необходимыми ресурсами для реагирования на экстренные ситуации, поскольку количество техники и людей рассчитывается из среднестатистических показателей".
Помочь петербургским властям в управлении городским хозяйством могли бы и цифровые технологии. Если на данном этапе мы переходим от селфи дворника с лопатой к коллажам "было-стало", в будущем камеры видеонаблюдения на зданиях и машинах Комтранса, курирующих платные парковки, могут снимать показания высоты снежного покрова и фиксировать, где снижается средняя скорость передвижения людей, были случаи падения пешеходов и наледи.
"Специальный программный комплекс мог бы передавать информацию в режиме реального времени в центр управления, искусственный интеллект выстраивал бы перечень задач с учётом имеющихся ресурсов. Настроенная таким образом аналитика процессов способствовала бы более оперативному реагированию на ситуацию в городе. Эти решения не возникают быстро, но, надеюсь, мы хотя бы движемся в этом направлении", — отмечает доцент РАНХиГС Дарья Щербакова.
Однако как бы не менялась система уборки, число дворников и снегоуборочной техники с количеством технологий, в период обильных снегопадов городским службам даже при самой эффективной работе всё равно потребуется помощь петербуржцев. Сейчас большинство из них не прислушиваются к просьбам остаться дома, не использовать личный транспорт или убирать его со двора перед уборкой.
Но вряд ли дело исключительно в низкой сознательности. Скорее — в отсутствии веры, что после выполнения этой просьбы можно будет спокойно прогуляться по Петербургу, не опасаясь повторить печальную судьбу Миланы Каштановой.
Получается, что на цифровые отписки петербуржцы отвечают вполне реальным бойкотом. Остаётся только надеяться, что предстоящей зимой этот замкнутый круг будет разорван.
“
Единственная реальная надежда — на глобальное потепление. Если зима будет тёплой, Смольный справится. Традиционная русская зима вновь обнажит системные проблемы, которые власти города не понимают или не хотят видеть. Главных проблемы две — неповоротливая централизованная система уборки и полное отсутствие контроля со стороны горожан. Первая проблема сродни школьной задачке: город площадью 1,5 тыс. км 2 невозможно одномоментно убрать за ночной интервал или даже за сутки. В централизованной системе для этого просто нет ресурсов — всегда будет не хватать техники и кадров, поэтому город придётся делить на приоритетные участки на глазах у начальства и "медвежьи углы" — за пределами правительственных трасс. Что делать? Кажется очевидным, что проблему дисбаланса приоритетов можно решить только децентрализацией ресурсов. В дореволюционном Петербурге она была абсолютной — собственного дворника содержал каждый дом. Но чиновники Смольного идут противоположным маршрутом — стягивают деньги и полномочия в свои руки, выбрасывают миллиарды в уборочные "колхозы-гиганты". Вторая проблема — следствие первой. В любом современном мегаполисе за уборку улиц и дворов отвечает система местного самоуправления, избранная жителями микрорайона и работающая под постоянным общественным давлением. В сверхцентрализованной системе управления Петербурга горожане отодвинуты от действенного контроля за обслуживанием территории — все шишки летят непосредственно на голову губернатора. Неудивителен рост общественного напряжения, который не "заглушить" парадами уборочной техники и победными реляциями в СМИ. Накануне зимы городские власти не предлагают ничего нового: на моей памяти РЖА меняли организационную форму четыре раза, и молодёжная биржа труда пыталась рекрутировать дворников среди студентов. Ничего из этого не вышло. Призыв мигрантов также не решает проблему: мигранты будут работать эффективно только тогда, когда будут полноценно интегрированы в местное сообщество, а это возможно сделать только на муниципальной платформе. Без решения проблемы локальной идентичности конфликты с мигрантами неизбежны.
Петербург остро нуждается не в организационных пертурбациях, а в осмысленной реформе территориального управления, которая заменит неповоротливый централизованный менеджмент оперативным, локальным и мобильным, а также поставит качество обслуживания территорий под контроль горожан.
Кирилл Страхов
президент Фонда развития городского самоуправления "1870"