Петербургский завод "Электропульт" взыскал $5,47 млн с ООО "Рубеж" за нарушение поставок оборудования для турецкой АЭС "Аккую".
Арбитражный суд разрешил разногласия между АО "Завод Электропульт" и ООО "Рубеж" (Саратов). Завод просил взыскать со своего контрагента $8 млн неустойки за нарушение условий контракта, а саратовская компания требовала от завода $1,82 млн.
В декабре 2020 года завод "Электропульт" заключил с ООО "Рубеж" из Саратова договор на изготовление и поставку систем контроля и управления противопожарной защитой для четырёх энергоблоков АЭС "Аккую" (Турция). По условиям контракта "Рубеж" должен был провести испытание и сертификацию оборудования, упаковать его и доставить к месту установки в комплекте с документацией, специальными инструментами, оказать услуги по монтажу и наладке оборудования и т. д. Цена контракта — $18,25 млн.
В установленные договором сроки ни одна единица оборудования не была поставлена, указано в исковом заявлении завода. В марте 2022 года "Рубеж" уведомил петербургскую компанию об одностороннем расторжении контракта. Правда, его отказ в сентябре 2023–го арбитражный суд признал недействительным, указано в материалах дела, но в итоге решением суда контракт на поставку оборудования был признан прекращённым.
В свою очередь, "Рубеж" среди причин, подтолкнувших его к расторжению контракта, называет, к примеру, некорректную техническую документацию, что не позволяло начать разработку оборудования. По словам гендиректора "Рубежа" Анны Гусаровой, факт нарушений, препятствовавших исполнению контракта, подтверждён вступившими в законную силу судебными актами.
Что касается самой противопожарной защиты, то контракт был передан другой компании — ООО "Вест инжиниринг", следует из материалов дела.
Претензию завода "Электропульт" о выплате неустойки "Рубеж" оставил без ответа. Тогда петербургская компания в октябре прошлого года обратилась в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти. Арбитраж признал претензии завода обоснованными, но снизил размер неустойки до $5,47 млн.
Саратовская компания по условиям договора могла взыскать штраф в размере 10% от цены контракта, если заверения, данные в этом договоре, окажутся недействительными. Заверения — это заявления одной из сторон контракта о том, что на момент его заключения определённые факты являются актуальными.
У ответчика имеются правовые основания для взыскания штрафа, резюмировал суд. А вот оснований для снижения штрафных санкций он не нашёл, поэтому взыскал с завода в пользу "Рубежа" $1,82 млн.
"Указанный судебный акт в части взыскания неустойки с ООО “Рубеж” считаем необоснованным, необъективным и подлежащим отмене", — заявила "ДП" Анна Гусарова.
Компания уже подала апелляционную жалобу, как указано в карточке дела. Завод "Электропульт" не ответил на запрос издания.
“
"Дело интересно тем, что в пользу ответчика, заявившего встречный иск, в свою очередь начислена неустойка за недостоверность заверений другой стороны, которые в отдельном процессе были признаны недействительными, — говорит руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства “Пепеляев Групп” в Петербурге Елена Крестьянцева. — Процесс показывает важность заверений, коих вообще не было в отечественном праве до относительно недавнего времени".
По словам эксперта, нередко крупные проекты страдают из–за тех или иных нарушений поставок.
“
"Как ни странно, часто тендеры выигрывают лица, не имеющие собственных производственных мощностей и заказывающие оборудование у субпоставщиков", — обращает внимание на существующую практику Елена Крестьянцева.
Замена субподрядчика в связи с невыполнением своей части работ нередка, отмечает адвокат коллегии адвокатов Delcredere Сергей Голофтеев. По его словам, это может происходить по разным причинам и не всегда зависит от осмотрительности заказчика, который, как правило, тем или иным способом согласовывает и проверяет субподрядчика.
"В данном случае была предусмотрена инспекция производства со стороны заказчика", — добавляет эксперт.
На практике случаются ситуации, когда субподрядчик неверно понимает техническое задание, осознаёт это только в процессе выполнения работ и уже не может их выполнить либо утрачивает экономический интерес.
По мнению Сергея Голофтеева, возможны и иные причины — например, неоднозначное (неполное) техническое задание, которое заказчик не готов изменить. Также большое значение имеют действующие торговые и логистические ограничения, которые могут привести к невозможности или значительному удорожанию выполнения работ.
Пока спор между "Электропультом" и "Рубежом" не закончен, сторонам, скорее всего, предстоит встретиться в апелляционной инстанции.
“
"Дело сложное, теоретически ещё может быть пересмотр, так как претензии сторон взаимны", — прогнозирует Елена Крестьянцева.
АЭС "Аккую" — первая атомная электростанция в Турции. Одновременно ведётся сооружение четырёх энергоблоков с самыми современными реакторами российской разработки — ВВЭР–1200. Соглашение между правительствами России и Турции о строительстве этой АЭС было подписано в 2010 году.
Сейчас "Аккую" находится на финальном этапе подготовки к началу пусковых операций первого блока. По прогнозам, ввод в эксплуатацию "Аккую" позволит покрывать до 10% потребностей Турецкой Республики в электроэнергии.