Соперники экономкласса: матчи с Брунеем и Сирией обойдутся России в $200 тысяч

Стали известны гонорары соперников сборной России по футболу
Автор фото: ТАСС

Сборная России проводит в последнее время матчи, которые бьют по её репутации.

Российские футбольные сборные и клубы, как известно, отстранены от официальных международных турниров. С весны 2022 года национальная команда проводит исключительно товарищеские матчи.
С командами дружественных стран, которые, правда, часто стараются хорошо заработать на российской сборной, что приводит к трагикомичным историям.
Для начала, наверное, стоит вернуться в "благополучные" времена, чтобы понять вообще механизм организации и ценообразование товарищеских (или контрольных) матчей в футболе.
Кто–то думает, что они существуют только для того, чтобы тренерский штаб проверил состояние всех кандидатов и наиграл какие–то тактические схемы перед официальными встречами.
Ничего подобного. Футбол — это бизнес. Любая игра — даже товарищеская — товар. Который можно кому–нибудь продать — спонсорам, телезрителям, принимающей стороне, наконец.
Это придумали не сегодня и не вчера: ещё в 1930–х игроки из профессиональных клубов испанской провинции Баскония отправились в СССР зарабатывать деньги и получили тогда 100 тыс. французских франков — немалая сумма.
Теперь же хороший товарищеский матч с участием топовых сборных стоит миллионы. И очень часто это коммерчески выгодное предприятие, которым занимаются матч–агенты, получая большие комиссионные от выгодных сделок.
Естественно, у каждой из команд есть свой ценник. За игру со сборной Аргентины, Бразилии или Испании, возможно, придётся заплатить в районе $2–3 млн. Зато есть шанс эти деньги отбить и даже заработать — за счёт продажи билетов, рекламы на щитах вокруг поля и прав на трансляцию телеканалам.
Сборная России, впрочем, даже когда не находилась под баном, ценилась не очень высоко. В её составе не было мировых звёзд, да и даже просто известных за пределами страны футболистов было очень мало. А значит, и телеправа на её матчи дорого не продашь, и на билетах много не заработаешь…
России в свою очередь приходилось доплачивать из своего кармана, если хотела встретиться с кем–то из сильных соперников.
С определённого момента функции выбора соперников и переговоров перешли от рук РФС к крупнейшему отечественному матч–агенту — компании Telesport, которой руководил Пётр Макаренко, находящийся сейчас под следствием.
На счету компании Макаренко было немало организованных встреч сборной России, в том числе и с Аргентиной в 2009–м, и с Бразилией в Лондоне, и с испанцами. Все они обходились недёшево.
Бразильцам пришлось заплатить $2 млн, аргентинцам — $1 млн, но одним из условий контракта был приезд и выход на поле Лионеля Месси. Выход суперзвезды — это всегда отдельно оговариваемая опция. Столько же обошлись испанцы.

Скидка на Азию

С 2022 года российский футбол от всех официальных турниров временно отстранён, но из ФИФА нас не исключали: играйте товарищеские матчи сколько душе угодно — если с кем–то договоритесь. Заработанные очки даже пойдут в рейтинг сборных, который перманентно составляется международной федерацией.
Понятно, что выбор соперников стал ограниченным. За три сезона наша команда сыграла только два матча с соперниками из Европы.
С Сербией, которая привезла в Москву неосновной состав, и с Белоруссией. Первоначально планировался матч и с боснийцами, но игроки этой страны, в основном выступающие в европейских клубах, приняли решение эту встречу бойкотировать. И пришлось её отменять.
Впрочем, на Европе можно было бы особо не зацикливаться, в ФИФА представлены ещё 150 стран с других континентов. Многие — из Южной Америки и Африки — входят в элиту этого вида спорта. И они вроде бы не против играть с Россией.
Но это в теории. На практике такие матчи у них не в приоритете. У каждой в календаре — отборы на континентальные соревнования, чемпионат мира и так далее. Очень плотный график.
А поездки в Россию или в крайнем случае приглашение наших футболистов к себе — это сейчас возможность просто заработать, не более. За деньги — да.
Но проблема в том, что РФС в данный момент не готов платить по $1,5–2,5 млн за соперников уровня Бразилии, Аргентины, Колумбии или Уругвая. Есть лимит. К тому же не стоит забывать, что за возможность сыграть с топами стоит очередь, в которую просто так не вклиниться.
Приходится выбирать тех, кто согласен на меньшие деньги. По информации "ДП", за визит Камеруна в 2023–м пришлось заплатить 450 тыс. евро, Сербии — 350 тыс.
В ноябре — 15–го и 19–го — Россия проведёт матчи с соперниками из Азии — Брунеем и Сирией. Эти соперники обойдутся ещё дешевле — 20 млн рублей на двоих, иличуть больше $200 тыс. В эту цену кроме гонорара федерации входит перелёт (это самое сложное — он зависит от того, откуда едет соперник, количества пересадок, какая авиакомпания и так далее), проживание и питание для делегации из 45 человек — игроки, тренеры, обслуживающий персонал, чиновники…

Отпускные настроения

Может, цена в самом деле невысока. Но стоят ли наши соперники и таких денег? Ведь, к примеру, сборная Брунея сейчас в рейтинге ФИФА 184–я (из 211).
Что это за уровень, нагляднее, наверное, понять по такому примеру. Самый дешёвый игрок из российской сборной — защитник махачкалинского "Динамо" Валентин Пальцев — стоит, по информации Transfermarkt, 1,2 млн евро. Но и он дороже, чем все 11 основных футболистов Брунея (1,14 млн).
При этом Россию ещё пытаются при случае и надуть. В октябре у нашей команды сорвался сбор, потому что матч с Пакистаном (в рейтинге ФИФА пакистанцы находятся даже на 11 ступенек ниже Брунея) был отменён — пакистанское правительство не успело согласовать поездку команды в Россию.
Потом, правда, пытались предложить сыграть вместо сборной с какой–то другой командой из Пакистана. Ну, это даже не смешно.
Аналогичная ситуация повторилась с Брунеем. В местной федерации уже после заключения договора заявили, что отправят в Россию вторую команду. Потому что… большинство футболистов отправятся в отпуск. У них для этого есть лишь единственный период — 3 недели в ноябре, потому что предсезонные сборы начинаются в декабре.
И поменяли решение, только услышав: "Нет основы — нет денег". Однако, в итоге в Россию приехали только 6 игроков основы — остальным якобы не сумели оформить документы на въезд. Хотя, если в Краснодаре, где пройдёт матч, всё же выйдет полностью запасной состав брунейцев, никто подмены не заметит. Хотя, если в Краснодаре, где пройдёт матч, всё же выйдет неосновной состав брунейцев, никто подмены не заметит. Игроков из этой загадочной страны на острове Калимантан никто не знает в лицо.
И тут, конечно, возникает вопрос: а нужна ли вообще сейчас сборная? Наверное, да — пока существует вероятность, что в обозримом будущем ФИФА и УЕФА вернут её к официальным соревнованиям.
Но наигрывать состав и тактические схемы, проверять новичков есть смысл только с соперниками, близкими себе по уровню или — ещё лучше — сильнее. Если таких, по разным причинам, нельзя найти за рубежом, то вполне можно играть и с теми, кто находятся рядом, — второй сборной, молодёжной, клубами РПЛ, командой, составленной из легионеров российского чемпионата, сборной Медиалиги… Все они окажутся точно не слабее вьетнамцев и кубинцев, пакистанцев и брунейцев.
Но вместо этого РФС бьётся за какие–то неведомые химеры — имидж, статус, рейтинг в ФИФА, который непонятно когда пригодится...