Горнолыжные курорты Сочи, наиболее востребованные зимой, за счёт бизнес-туризма, семейного отдыха и event-направления постепенно выходят на высокую круглогодичную загрузку. Актуальные тенденции развития этого сегмента "Контуры будущего" (спецпроект "Делового Петербурга") оценивают вместе с Викторией Кондратьевой, генеральным директором курорта "Газпром Поляна".
Основной тренд отрасли — переход горнолыжных объектов в статус круглогодичных.
"Мы видим большой потенциал развития горных курортов, которые становятся всё более популярны у туристов и в летний период. В том числе благодаря созданию туристических троп, проведению событийных мероприятий, появлению новых сервисов и турпродуктов", — заявил недавно директор департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности министерства экономического развития РФ Георгий Груша.
Для снижения фактора сезонности операторы максимально расширяют ассортимент предлагаемых услуг и уходят от позиционирования своих проектов как узкоспециализированных. Привлечению новых туристов способствуют также пересмотр ценовой политики и разработка предложений с более доступными тарифами. Результаты показательны — загрузка средств размещения в горном кластере Сочи летом составила 80%, сообщила мэрия города по итогам летнего сезона 2024 года.
"Например, наш горный курорт "Газпром Поляна" теперь правильнее называть всесезонный горноклиматический курорт "Газпром Поляна". Он постоянно развивает свою инфраструктуру и увеличивает количество и разнообразие предоставляемых гостям услуг. Мы находимся на территории Кавказского биосферного заповедника, природа здесь уникальная, а горный воздух по-настоящему целебный. Поэтому и в летнее время, и в межсезонье гости с удовольствием приезжают за более комфортным климатом в горы. В этом году в летний период поток гостей вырос на 30%, — говорит Виктория Кондратьева. — Этому способствовали возможности, предлагаемые курортом летом: прогулки в горах, полёты на парапланах с фантастическими видами, наблюдение за меняющейся по мере подъёма на канатной дороге растительностью, чистый ионизированный воздух, косметология и спа-услуги, спортивные активности, открытые бассейны. У нас, например, семь бассейнов, среди них есть и аквапарк с видовым бассейном, и 50-метровый бассейн олимпийского уровня".
Всё это вместе с высоким уровнем сервиса пятизвёздочных "Отель Гранд Поляна" и самого высокогорного в Сочи "1389 отель и СПА" ежегодно привлекает большое количество туристов, отмечает Виктория Кондратьева.
Из тренда на круглогодичность вытекает следующий — развитие негорнолыжной инфраструктуры. К ней относятся сами отели, медицинские центры, рестораны, теннисные корты, бассейны, аквапарки, спа-зоны, боулинги, бильярды, лыже-роллеры и летний биатлон, родельбан, маунтинкарт, санно-бобслейные трассы, круглогодичная ледовая арена, перечисляет Виктория Кондратьева. В летнее время продолжают работать канатные дороги, на которых любят кататься туристы.
"Всё это — сложные объекты. И содержание, и развитие инфраструктуры достаточно затратно. Но гости приезжают требовательные, поэтому останавливаться нельзя", — отмечает генеральный директор курорта "Газпром Поляна".
В последние годы горнолыжные курорты уделяют особое внимание развитию инфраструктуры для семейного отдыха. Создаются условия для проживания с детьми.
"Одна из главных особенностей курорта "Газпром Поляна" — отдых у нас для многих становится семейной традицией. В основном приезжают именно семьи, часто даже сразу три поколения, — подтверждает Виктория Кондратьева. — Инфраструктура для семейного отдыха активно развивается и пользуется высоким спросом. Особенно востребована была летом мастерская профессий, где дети могли попробовать себя в разных профессиях". Нельзя не упомянуть и про зимний сезон, когда работают горнолыжные школы с квалифицированными инструкторами, а склоны оборудованы детскими траволаторами.
Одним из ключевых направлений для отрасли становится работа с бизнес-туристами. Они формируют специфические запросы, требующие высокого уровня сервиса и индивидуального подхода. Диапазон заявок — от корпоративов до культурных событий. Время проведения не ограничено — мягкий климат Сочи делает его привлекательным для мероприятий в любое время года.
"Именно Сочи сегодня становится новым конгрессным центром России. Ежегодно наблюдается рост количества разного уровня мероприятий, от корпоративных, спортивных соревнований и отраслевых конгрессов до крупнейших международных форумов и дискуссионных клубов. На них приезжают очень требовательные гости. Сервис крупных отелей готов и любит принимать гостей такого уровня", — говорит Виктория Кондратьева. Так, в "Газпром Поляна" есть комплексная инфраструктура для такого рода мероприятий: оборудованные современные конференц-залы — трансформеры, переговорные и т. д.
Помимо деловых горнолыжные курорты готовы принимать и образовательные, и культурные мероприятия. Горный ландшафт Сочи также открывает возможности для проведения разного рода спортивных событий — не только связанных с горнолыжной индустрией, но и, например, ежегодные велогонки. Возможны и достаточно серьёзные форматы. Так, местный лыжно-биатлонный комплекс "Лаура" стал площадкой для соревнований в рамках 12-й зимней спартакиады учащихся по биатлону.
Ещё один тренд — рост интереса к программам, связанным с оздоровлением и wellness. Гости всё более осознанно выбирают такое времяпрепровождение, акцентируя внимание на здоровье и благополучии.
"Горные курорты представляют собой не только площадку для активного отдыха, но и пространство, способствующее укреплению здоровья. Чистый горный воздух и уникальные климатические условия оказывают положительное влияние на организм, что особенно важно в том числе для детей, чьё здоровье требует особого внимания со стороны взрослых, — комментирует генеральный директор курорта "Газпром Поляна". — В нашем распоряжении находится современный медицинский центр и монобрендовые спа-центры с мировым именем, что позволяет разрабатывать специальные спа-программы, ориентируясь на индивидуальные запросы отдыхающих".
К числу будущих трендов горнолыжного сегмента участники относят развитие новых видов отдыха. Предполагается, что курорты станут активно вводить и развивать такие предложения, как горные походы, велопрогулки, экскурсии и т. п. Также ожидается, что власти и бизнес займутся улучшением транспортной доступности объектов, включая не только локальные маршруты (например, до пляжей), но и строительство новых дорог.
В долгосрочной перспективе можно ожидать более активного звучания "зелёной" повестки через использование экологичных технологий и внедрения принципов устойчивого развития, минимизирующих воздействие объектов на окружающую среду.