Открывая Восток: петербургский бизнес налаживает связи с новыми странами

Пресловутый "поворот на Восток" из лозунга превратился во вполне прагматичную бизнес-стратегию.
Предприниматели, сумевшие рассмотреть в очередном кризисе новые возможности, налаживают деловые связи со странами Юго-Восточной Азии, Африки и арабского Востока.

Не только БРИКС

Разумеется, в качестве основных партнёров сейчас рассматриваются страны БРИКС. Объединение на данный момент уже включает девять государств. Согласно статистике Союза агентств делового туризма, количество командировок в страны БРИКС за I квартал 2024 года увеличилось на 87 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рекордсменом является Китай, куда ездить стали в 4 раза чаще. Далее следуют Бразилия и Индия с очень близкими показателями — 67,86 и 66,63 % соответственно.
Аутсайдерами оказались ЮАР (–24,8 %), Египет (–21,25 %) и Эфиопия (–1,08 %). Так что, видимо, над отношениями с Африкой ещё предстоит поработать. Впрочем, с некоторыми странами БРИКС тоже не обходится без сложностей.
"Индия — одно из новых направлений. Но она не быстро подходит к вопросу широкого развития бизнес-контактов с Россией. Хотелось бы, чтобы с их стороны инициативы было побольше. Российский бизнесмен всегда лёгок на подъём, всегда готов к тому, чтобы расширить свои горизонты. А Индия — там свой специфический взгляд. Они присматриваются, они раздумывают", — отмечает председатель совета Ассоциации содействия русско-китайскому туризму Юрий Цуркан.
Заметен яркий интерес к Саудовской Аравии — командировок туда стало больше на 93,04 %. Арабское королевство пока не спешит подтвердить своё участие в БРИКС, однако является самым актуальным кандидатом на скорейшее вступление. В целом Россия и арабский Восток явно интересны друг другу.
"Очень неплохие перспективы у нас по сотрудничеству с Ираном. Мы для них очень комфортная страна в плане доброжелательности, условий, инфраструктуры. У нас все условия не хуже, чем в странах Европы. Но если Европа им далеко не всегда рада, то здесь они встречают тёплый, дружественный приём", — говорит Юрий Цуркан.
Среди менее очевидных стран стоит упомянуть Вьетнам и КНДР, с которой недавно Россия заключила договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве.
"Долгосрочные партнёрские отношения уже установлены с торгово-промышленными палатами Лаоса, Мьянмы, Узбекистана, ряда регионов Ирана, Филиппин, ОАЭ и других стран. Мы видим потенциал для сотрудничества с Индонезией, Турцией, Пакистаном и странами Африки, такими как ЮАР, Эфиопия, Нигерия", — рассказали "ДП" в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате (СПб ТПП).
Нельзя забывать, что варианты не ограничиваются Юго-Восточной Азией, Африкой или арабскими странами. Практически все эксперты положительно оценивают перспективы сотрудничества со странами Южной и Центральной Америки. И речь опять-таки не только про входящую в БРИКС Бразилию.
"Мексика, например, очень позитивно настроена на сотрудничество с нашей страной, несмотря ни на что. Но тут, конечно, главный момент — это расстояние. Это направление для большого бизнеса. А значит нужны серьёзные межгосударственные соглашения", — подчёркивает Юрий Цуркан.

Эхо пандемии

Хватает и сложностей. По мнению многих экспертов, определяющим­ фактором остаётся внешнее санкционное давление, которое оказывается не только на Россию, но и на страны, которые открыто с ней сотрудничают. "Как только оно исчезнет, поток бизнесменов усилится. Мир меняется. Меняется система взаимоотношений. И у России есть все шансы стать очень перспективным направлением для делового туризма", — убеждён Юрий Цуркан.
Есть и другие проблемы, решение которых зависит уже от действий внутри страны.
"Одной из ключевых проблем остаются визовые ограничения и сложные процедуры согласования деловых поездок. Введение упрощённых визовых режимов или бизнес-виз, а также сокращение бюрократических барьеров при въезде и передвижении иностранных делегаций может способствовать росту делового туризма. На федеральном уровне полезными мерами могли бы быть субсидирование программ делового туризма и поддержка мероприятий, направленных на привлечение иностранных делегаций", — полагают в СПб ТПП.
Кроме того, туриндустрия до сих пор не до конца преодолела последствия жёстких ограничений во время пандемии коронавируса.
"Ни один туроператор не получил никакой помощи. Помогали большим отелям, у которых была хоть какая-то работа. Поэтому из туризма ушли профессиональные сотрудники: гиды, водители, менеджеры. Многие компании закрылись, многие на грани. Восстановить их будет крайне сложно. Всё это касается как обычного туризма, так и делового. Ведь, хотя мероприятия в деловом туризме сложнее, все документы и организация те же", — объясняет генеральный директор ООО "Бест Драйв" Кира Журавская.

Вместе веселее

Для малого бизнеса существенным подспорьем являются бизнес-миссии. Благодаря им предприниматели получают возможность посетить интересующую их страну, пообщаться с потенциальными партнёрами, выставить свою продукцию в рамках коллективного стенда на международных выставках. Индивидуальная командировка даёт куда меньший эффект, хотя обходится значительно дороже.
В Петербурге организацией бизнес-миссий занимается несколько структур. Для координации усилий внутри администрации города создан Единый план международной и межрегиональной деятельности исполнительных органов государственной власти. Во втором полугодии 2024 года в него вошло 35 мероприятий. В конце ноября представители Петербурга посетят Катар, а в декабре — Китай, Узбекистан и Вьетнам.
СПб ТПП организует и проводит встречные деловые миссии, привозя деловых туристов из-за рубежа.
"Они включают посещение предприятий города и знакомство с его промышленным потенциалом, делая Петербург привлекательным местом для делового туризма и способствуя устойчивому развитию региона", — отметили в пресс-службе палаты.