О том, почему большие выставки и конгрессы побеждают онлайн-форматы, "Деловому Петербургу" рассказал генеральный директор ООО "Экспофорум-Интернэшнл", президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков.
В этом году "Экспофорум" отметил своё десятилетие. Если оглянуться на эти 10 лет, какими они видятся?
— Мы прошли длинный путь. Раньше на месте "Экспофорума" были поля и малоосвещённая двухполосная дорога через железнодорожный переезд. Сейчас здесь один из лучших в России и в мире конгрессно-выставочных центров, где ежегодно проходят сотни мероприятий. В 2019 году их было 200, по итогам этого года будет около 140. Но они стали крупнее по количеству участников, посетителей, встреч, переговоров, так что фактически перекрыли показатели 2019 года. Например, на Газовом форуме у нас в прошлом году было 25 тыс. посетителей, а в этом году — 34 тыс. Выставка и вовсе стала крупнейшей межотраслевой промышленной экспозицией в России — 600 участников, 20 тыс. образцов высокотехнологичной продукции.
В "Экспофоруме" проводятся мероприятия, которые соответствуют ключевым компетенциям города и стратегическим направлениям развития страны. Да, пока ещё не все мероприятия у нас номер один в своей отрасли, но мы в этом направлении работаем. Чтобы каждый сектор экономики или промышленности города, который является стратегическим, был представлен ключевым мероприятием.
С точки зрения делового туризма "Экспофорум" — системообразующее предприятие. Одна площадка генерирует более половины деловых туристов города. Ни одного другого такого объекта нет. А в деньгах участники конгрессов и выставок приносят индустрии гостеприимства каждый год свыше 70 млрд рублей. Это больше 15 % всей выручки туристической отрасли Петербурга.
На площадке "Экспофорума" ежегодно заключаются контракты на сумму более 1,5 трлн рублей. Это 15 % всего валового регионального продукта.
"Экспофорум" — место силы, место престижа, место комфорта и новых возможностей.
Финансовые показатели тоже красноречивы. В 2023 году вы вышли в прибыль после "ямы" 2020-го. Значит ли это, что все трудности позади?
— Да, по операционной прибыли мы идём в рост. Другое дело, что стоимость амортизации очень высокая. Тут нужно сказать важную вещь — мы не получаем ни копейки дотаций. Комплекс построен на коммерческий кредит, и мы его выплачиваем. А также платим более 300 млн рублей налогов, создаём 800 постоянных рабочих мест, а наши мероприятия — больше 100 тыс. временных каждый год. Нам никто нигде никаких скидок не делает, за исключением периода пандемии, когда были определённые меры поддержки. И это тоже уникальная история, потому что конгрессно-выставочные объекты во всём мире воспринимаются как элементы инфраструктуры гостеприимства, которые приносят косвенный доход и дотируются государством.
Как коммерческий объект конгрессно-выставочные центры, к сожалению, по отдаче с квадратного метра не слишком эффективны. Конечно, проще сдавать в аренду бизнес-центр. Там 5 % арендаторов в год меняется. А у нас все арендаторы меняются 200 раз в год. Так что это долгие и трудные деньги. И это тоже, наверное, итог 10 лет работы, что мы ни у кого не просим никаких дотаций.
А как обстоят дела со строительством второй очереди "Экспофорума"?
Вторая очередь планировалась изначально. Но в 2008 году случился серьёзный кризис, повлиявший на валютные курсы. Материалы, технологии, оборудование — в основном здесь было всё импортное. Поэтому пришлось пересматривать смету. Тогда акционеры сказали: ну давайте одну очередь постройте, и посмотрим, сможете ли вы её заполнить. А мы заполнили. И вторая очередь была актуальна уже в 2018 году на самом деле. Но потом случился 2020-й. Ну и так далее. И сейчас опять пришло время об этом говорить, потому что крупные мероприятия уже не вмещаются. Не хватает выставочных площадей. Возникла насущная актуальная необходимость во второй очереди. Мы уже обсуждаем с акционерами проект. Пока не буду раскрывать параметры. Но, в общем, это в активной стадии.
Мы постоянно упоминаем ковид и последующие события. Насколько сильно все они изменили конгрессно-выставочную индустрию? Помнится, были прогнозы, что теперь везде будет только гибридный формат, время традиционных больших выставок прошло. Как оказалось на самом деле?
Изменения, конечно, произошли. Но я ещё тогда говорил всем коллегам — не надо бояться и думать, что придёт онлайн и всё умрет. Наоборот, будет совершенно обратная тенденция. Мы начали с онлайном не просто вполне успешно конкурировать и побеждать, но и использовать его в качестве эффективного инструмента.
С точки зрения бизнеса, с точки зрения технологий чем больше информации будет уходить в интернет, тем больше будет потребность в её верификации. Потому что бизнес — это то, что строится на доверии. Вы можете сделать небольшую покупку на маркетплейсе. Но если вы заказываете партию товара, то вам нужно узнать о нём побольше. И о его производителе. Посмотреть, как он представлен на рынке. Где это сделать? Лучше всего — на выставке. Проверить картинку из онлайна.
Выставки и конгрессы в мире электронного бизнеса, маркетплейсов, экосистем будут выполнять роль словарей и энциклопедий доверия. Это не значит, что исчезнут гибридные форматы или онлайн. Часть каких-то вещей можно использовать, если они органичны. Организовать выступление или диалог по видеосвязи — пожалуйста. Но есть вещи, которые "по интернету" сделать нельзя. Надо ехать на место. Возникли так называемые омниканальные форматы. Даже не гибридные, а именно омниканальные. Это сопряжение онлайна и офлайна в режиме реального времени. И плюс поддержка мероприятий в течение года. Мы сейчас 60 или 70 онлайн-конференций проводим по всем нашим проектам. Обучающие семинары, конгрессы, конференции, стримы. Тренд именно такой. И он будет продолжаться. Но есть и второй тренд, социальный. Ведь что на самом деле производит конгрессно-выставочная отрасль? Каков её продукт?
Наверное, общение?
Живое человеческое общение! Результатом которого могут являться контракты, позитивные впечатления, сплочённость общества, патриотизм, социальный оптимизм. Здесь общаются десятки тысяч людей. Не потребляют контент, а вырабатывают его. Ведь формула участия в конгрессе простая. Встретились двое, у одного была какая-то идея, и у второго какая-то идея. А когда они разошлись, то у каждого уже по две идеи. Мы за право человека общаться с человеком. Человеку нужен человек.
А насколько изменился рынок мероприятий? Ведь значительная часть конгрессов, за право проведения которых вы раньше боролись, сейчас, очевидно, стала недоступна.
Мы же, когда проектировались и изучали рынок, говорили о том, что в мире ежегодно проводится 14 тыс. ротируемых конгрессов с количеством участников от 3 тыс. и больше, некоторые — до 50 тыс. человек. Представьте, 14 тыс. ПМЭФов в разных сферах! Петербург — дестинация хорошая, его все любят, но раньше не было площадки, которая могла бы такие мероприятия принять. "Экспофорум" же позволил проводить глобальные события на 30 тыс. гостей на площадке единовременно. Мы уже провели пять международных ротируемых конгрессов, и восемь было выиграно. И они, конечно, в 2022 году все слетели.
Но мы пошли по пути импортозамещения. Например, у нас должен был проходить EuroSkills, чемпионат рабочих профессий. Мы вместо него сделали чемпионат по профессиональному мастерству "Профессионалы". И он уже крупнее, чем Euroskills. И в нём участвуют 16 стран.
То есть надо в России формировать эти компетенции. В том числе и для стран БРИКС. Потому что у России 200 направлений экономической, научно–технологической деятельности, в которых мы номер один в мире. А по многим даже монополисты. От редкоземельных металлов и минеральных удобрений до атомной энергетики. А значит, конгрессов и выставок мирового уровня тоже должно быть пусть не 200, но 30–40 точно!
То есть вместо того, чтобы пытаться заместить условные европейские мероприятия условными китайскими или арабскими, нужно генерировать внутренние события, которые будут привлекать деловых туристов в Россию?
Да, но надо серьёзно в это вкладываться. Собирать специалистов в сфере науки, культуры, бизнеса. На это нельзя жалеть денег. Потому что это не просто формирование имиджа. Это единственная возможность привлекать зарубежных туристов. В странах БРИКС платёжеспособного населения гораздо меньше, чем в странах Европы, Америке, Японии, Канаде. Кем замещать? Вот этим одним процентом деловых туристов. Они платёжеспособные. Элита. А элиту на что можно привлекать? На элитные, уникальные деловые события. Но для этого их нужно создавать у себя.