На курортах Краснодарского края стёрлись границы между высоким и низким сезоном

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Что меняется в популярных туристических регионах, в интервью "Деловому Петербургу" рассказал врио министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Михаил Зарицкий.

Рост турпотока в Краснодарский край — круглогодичная тенденция или ограничивается высоким сезоном?
— Внутренний туризм сегодня на пике, и во многом это результат реализации нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства". Турпоток в Краснодарском крае за 10 лет вырос почти на 7 млн человек, или 56 %. С 11,8 млн человек в 2013 году до 18,6 млн туристов в 2023–м. В 2024 году показатель увеличился на 8 %. Регион посетили 17,8 млн туристов, летом — 10,5 млн. По итогам года мы предполагаем принять свыше 19 млн человек.
Пляжный отдых — визитная карточка нашего края. Летом 2024 года у нас работал 591 обустроенный пляж, что на 15 больше, чем годом ранее. Часть из них продолжат действовать как зоны отдыха и в холодный сезон — мы называем их "зимними пляжами". Вместе с тем у нас более 700 объектов турпоказа, 250 маршрутов по горам. Туристы могут посетить более 100 локаций сельского туризма и многие другие.
Вообще в Краснодарском крае больше нет высокого и низкого сезонов — с 2021 года мы развиваем концепцию всесезонного отдыха "Жарко круглый год". В 2023 году почти половина турпотока пришлась на зиму и межсезонье: из 18,6 млн туристов 9,7 млн мы приняли летом, а 8,9 млн — осенью, зимой и весной.
Мы сразу стремились развивать круглогодичный отдых и продвигать экотуризм. Для нашего региона это важно из–за максимальной нагрузки на курортную инфраструктуру летом. Нужно было перераспределить турпоток. Этому помогло развитие альтернативных и круглогодичных видов отдыха. Сейчас популярны не только пляжный, но также сельский, гастро- и энотуризм, экотуризм, оздоровительный и событийный. Об одних направлениях ещё 20-30 лет назад мы вряд ли догадались бы, а другие сегодня обретают вторую жизнь.
Какова в среднем загрузка отелей в городах Краснодарского края с октября по май?
— Летом на территории края работали 10,8 тыс. отелей и гостиниц, в которых около 630 тыс. мест. Средняя заполняемость составила 85 %, а максимальная загрузка пришлась на середину августа. В этот месяц курорты Черноморского побережья были загружены на 95 %, не отставало и Азовское — 89 %. Летом на первом месте по турпотоку — Анапа, Сочи и Геленджик. А по однодневным поездкам лидируют Темрюкский, Туапсинский районы и опять же Анапа.
В бархатный сезон чаще бронируют гостиницы в Сочи, Анапе, Геленд­жике. Востребованы высокозвёздные объекты, отели с системой "всё включено" и здравницы с развитой инфраструктурой. Популярны термальные источники и турмаршруты в предгорных районах. Средняя загрузка номерного фонда Лабинского, Мостовского районов, Горячего Ключа составляет в период межсезонья около 60 %. Зимой отдыхающие предпочитают горы. В этом году на курортах края заработают около 2 тыс. объектов. В Горном кластере Сочи открыты горнолыжные курорты "Газпром", "Красная Поляна" и "Роза Хутор". В этом году там будут работать 66 канатных дорог и 125 классифицированных трасс протяжённостью 170,7 км. Номерной фонд региона в целом на декабрь-январь уже забронирован на 40 %, на горных курортах Сочи — почти на 60 %. Места в отелях пока есть, но процесс бронирований в самом разгаре.
Как сказывается на турпотоке ситуация с закрытыми аэропортами?
— Действующие ограничения на полёты сделали аэропорт Сочи основными воздушными воротами Юга России, которые принимают более 13 млн пассажиров в год. Из Сочи можно улететь по 64 внутренним направлениям и 23 международным. Кроме того, из города расходится сеть автомобильных и морских дорог, идёт большое количество поездов. Благодаря этому в Сочи есть комбинированные туры: провести пару дней на курорте и уехать куда-то ещё.
Ежегодно летом растёт число поездов на южном участке. В этом году добавлена ещё одна пара поездов Туапсе — Имеретинский курорт. За январь-июнь 2024 года Северо-Кавказской железной дорогой воспользовались около 26,6 млн пассажиров, что на 12 % больше, чем за тот же период 2023-го. Всё чаще туристы приезжают в регион на автомобиле, чтобы свободно распоряжаться временем, смотреть достопримечательности и красивые места по пути, превращая в путешествие саму дорогу на отдых. Мы стремимся развивать автотуризм и улучшать инфраструктуру. В регионе уже открыты многофункциональные комплексы дорожного сервиса, где можно остановиться и отдохнуть: "Транспарк", "Лукойл" и "Роснефть". В феврале 2021 года утвердили схему размещения семи многофункциональных комплексов сервиса вдоль региональных магистралей. Планируется строить новые трассы, чтобы расширить пропускную способность дорог по популярным турнаправлениям.
Михаил Зарицкий
Эксперты отмечают дефицит номерного фонда, в первую очередь семейных отелей, работающих по программе "всё включено", и связывают его с дороговизной строительства. Согласны?
— В Краснодарском крае за последние 4 года открыли более 140 отелей на 6 тыс. номеров. В этом году заработали корпуса около 30 средств размещения вместимостью 1,6 тыс. номеров. Почти каждый шестой гостиничный номер в России находится в нашем регионе.
С 2020 года объём инвестиций в курортной сфере вырос в 30 раз, до 691,1 млрд рублей. В стадии реализации сегодня 62 инвестпроекта на сумму почти 700 млрд руб­лей. К 2032 году ёмкость увеличится больше чем на 46 тыс. номеров. И это без учёта мегапроектов "Новая Анапа" и "Турьев Хутор". Новые проекты открываются в сегменте четырёх-пяти звёзд, что позволяет регулировать цену в пользу туриста. Сегодня в Краснодарском крае уже 86 отелей полноценно работают по системам "всё включено", "ультра всё включено", в большинстве своём это отели Сочи и Анапы — 14 и 68 соответственно. По данным туроператоров, такой вид отдыха запрашивают более 60 % отдыхающих.
Ощущается ли конкуренция между регионами за туриста?
— Большое количество туристов выбирают Краснодарский край для отдыха из года в год, у нас большой процент возвратных гостей.
Отмечу, что среднестатистический путешественник стал более требовательным к сервису. Понимая запрос отдыха­ющих, мы работаем над предложением, которое будет соответствовать ожиданиям. А также продвигаем региональный турпродукт в рамках информационных туров и туристических выставок.
Мы проводим событийные мероприятия не только на курортах, а по всему краю. Например, этим летом проходил фестиваль "Лестница в небо" в Динском районе, V Международный фестиваль "Театральная гавань" в Новороссийске, фестиваль рестораторов GASTREET в Сочи и многие другие. Главным событием осени стал второй эногастрономический фестиваль побережья "Черноморская винная неделя", который прошёл на территории шести муниципальных образований, где развивается энотуризм.
До конца года проведём фестивали "Золотая роза" в Курганинском районе, GLOBAL EVENT FORUM 2024 в Красной Поляне, фестиваль "Народный Дед Мороз" и выставку-ярмарку "Рождественский базар" в Сочи.
Какую роль в развитии туризма Краснодарского края играют деловые поездки?
— Деловой туризм стал трендом последних лет. Раньше выезжали за рубеж — сегодня ищут качественные площадки внутри страны. Запрос на деловой туризм растёт, поэтому бизнес и власти региона заинтересованы его развивать.
Центры делового туризма в крае — Сочи и Краснодар. Они обладают необходимой инфраструктурой для проведения конгрессно-выставочных мероприятий. Почти в каждом крупном отеле есть конгресс-холл или залы для конференций. Мы стремимся развивать направления и в других муниципалитетах региона. Прежде всего в Анапе, Геленджике и Новороссийске. Прибрежные города обладают привлекательным географическим положением и развитой гостиничной и транспортной инфраструктуро­й.
Для привлечения в регион корпоративных туристов мы развиваем транспортную доступность и логистику, возводим отели уровня четыре-пять звёзд. Делаем акцент и на событийный туризм, чтобы путешественник мог интересно провес­ти время. Сейчас в регионе ежегодно проходит порядка 500 мероприятий, относящихся к конгрессным формам.