Петербуржцы стали чаще покупать талисманы в виде сердец, букв и знаков зодиака

Автор фото: unsplash.com

Петербуржцы покупают украшения–талисманы чаще всех в стране. По статистике ювелирных сетей и маркетплейсов, в топе продаж — именные подвески, символы любви и астрологические знаки.

Изучить рынок украшений с символическим значением решили специалисты Департамента анализа и прогнозирования "585*Золотой". По их данным, за год подвески с буквами приобрели около 60 тыс. россиян, астрологические символы — более 21 тыс. человек.
Популярны и традиционные символы удачи — клевер, подкова и так далее. По просьбе "ДП" аналитики компании отдельно предоставили статистику продаж по городу.

От сердца до подковы

Покупатели с берегов Невы оказались самыми романтичными в России. Наиболее популярными талисманами у них в 2024 году стали именно символы любви — сердца и ключи — с ростом объёма продаж около 5%. По всей стране этот сегмент показал рост продаж на 4% и оказался вторым по популярности. По данным исследователей, средний чек на изделие составил чуть более 1 тыс. рублей. Чаще всего их приобретали в качестве подарка — как трогательный знак привязанности.
Подвески с буквами стали вторыми по популярности среди клиентов Петербурга. 4% от общего числа покупок по всей России приходится именно на Северную столицу, а средний чек на такие украшения составил 3,4 тыс. рублей. Интересно, что не всегда покупают буквы, напрямую относящиеся к имени владельца. Многие предпочитают подвески, намекающие на имена любимого человека, детей и даже домашних животных. Самыми востребованными у россиян в этом году стали буквы "А" (28% в продажах украшений с буквами), "Е" (10%), "В" (9%), "Н" (8,4%) и "М" (8,3%). Первые два места в Петербурге совпадают с общими показателями. А вот подвески с буквой "М" в Северной столице оказались третьими по популярности, опередив "В" и "Н".
Лидирующую позицию по продажам подвесок со знаками зодиака среди всех городов страны тоже занял Петербург. На реализацию астрологических талисманов в городе пришлось 5% от общего объёма. Самыми популярными оказались подвески с Рыбами, Овнами и Львами.
Неизменно популярными остаются символы удачи — подкова и клевер. В Петербурге подковы покупали в 1,6 раза чаще, чем четырёхлистный клевер, а средний чек на такие изделия составил почти 1,5 тыс. рублей. По данным аналитиков, по стране подвески с этими знаками в 2024 году показали наибольший прирост продаж (на 35%) среди талисманов. Причём высокую популярность и динамику с ростом спроса на 59% продемонстрировали подвески–подковы.
Подборку замыкают талисманы, посвящённые семье и материнству, со средним чеком чуть более 2 тыс. рублей. В Петербурге их в среднем приобретали в 1,8 раза чаще, чем в других городах. Стоит напомнить, что 2024 год в Российской Федерации был объявлен Годом семьи. Вероятно, это повлияло на то, что тематические талисманы показали средний рост продаж на 25%.
В "585*Золотой" отмечают, что подвески–символы часто приобретают в качестве подарка членам семьи, близким или друзьям. Средний чек на такие изделия независимо от конкретной категории составляет около 2,8 тыс. рублей.

Маркетплейсы наступают

Ранее сообщалось, что рынок ювелирных изделий в целом растёт рекордными темпами. По оценке исследователей агентства INFOLine, за первое полугодие 2024 года рынок ювелирной розницы вырос на 28,1%, до 205 млрд рублей. Драйвером роста преимущественно остаётся онлайн.
Продажи топ–11 ювелирных сетей за этот период выросли на 40,9%, до 118,2 млрд рублей. Почти 80% из них приходится на тройку лидеров — Sunlight, Sokolov, "585*Золотой".
Эксперт по маркетингу ювелирного рынка Виктор Субботин тоже отмечает стремительное развитие онлайна и уменьшение доли офлайн–салонов.
"Рынок онлайна начал развиваться примерно с 2018–2019 годов, когда законодательно была разрешена торговля ювелирными украшениями с помощью дистанционного формата. Доля рынка была не особо значительной — в районе 3–5%. Крупные игроки, такие как Sokolov, Sunlight, тогда начали расширять свои интернет–продажи и своё влияние в интернете", — напоминает он.
Вторая крупная волна, связанная с увеличением доли онлайна, пришлась на времена пандемии — 2020–2021 годы. Тогда же подключились маркетплейсы, которые на своих площадках начали активно размещать ювелирные украшения. Сейчас уже Субботин говорит о 20–30% онлайн–продаж в ювелирной сфере.
По мере того как часть покупателей уходит в онлайн, многие производители начинают распространять свою продукцию не только через собственный сайт, но и через маркетплейсы.
"Часть ювелирных магазинов сталкивается с проблемой, что они становятся примерочными пунктами. В них приходят, выбирают украшения, фотографируют и потом находят производителя, представителя или официальных партнёров на маркетплейсе. Так как зачастую там цена на украшение гораздо ниже", — уточняет Субботин.

Особая ниша

Сфера украшений–талисманов не является исключением. В пресс–службе Wildberries & Russ корреспонденту "ДП" рассказали, что самые популярные подвески у петербуржцев на маркетплейсе — в форме сердца. Их продажи исчисляются десятками тысяч штук. При этом по сравнению с прошлым годом динамика продаж относительно небольшая. Представителями маркетплейса отмечается рост на 6,7%.
Зато прослеживается тенденция к росту среднего чека. Жители Петербурга готовы потратить на романтический символ любви в 2 раза больше денег, чем в прошлом году. Гораздо быстрее растут продажи подвесок–талисманов "на удачу" (подковы и т. д.). Таких украшений купили на 21% больше, чем в прошлом году. Чемпионом по динамике продаж являются астрологические подвески, рост которых составил почти 45%.
Виктор Субботин согласен, что ювелирные украшения–талисманы — перспективная ниша. В ней легче сформировать для каждого покупателя уникальное торговое предложение. Однако если рассматривать ситуацию в рамках магазинов и ювелирных салонов, нацеленных на массового потребителя, то объём представленной тематической продукции незначителен — 3–5% от общего ассортимента. Так что говорить стоит о развитии рынка украшений–талисманов именно в рамках отдельного нишевого сегмента, а не ювелирного рынка в целом.
Также эксперт подчёркивает, что сферу стимулирует большая популярность религиозных украшений. А под финал года будут пользоваться повышенным спросом украшения с символами предстоящего года. Напомним: согласно восточному календарю, 2025 год будет годом Зелёной Деревянной Змеи.