ВСМ изменит деловой турпоток между двумя столицами. Готова ли к этому индустрия гостеприимства, в интервью "Деловому Петербургу" рассказал председатель комитета по туризму города Москвы Евгений Козлов.
Какой доход приносит московской экономике туризм?
— В прошлом году в Москву приехали 24,5 млн туристов, а общий объём туристического потребления впервые после рекордного для отрасли 2019 года превысил 1 трлн рублей, в бюджет города поступило 178 млрд. Что касается нынешнего года, то за первые 6 месяцев мы приняли 12,2 млн гостей, а это на 6 % лучше показателей аналогичного периода пикового 2019–го. Туристы потратили в Москве 650 млрд рублей за этот период, а поступления в бюджет города оцениваются в 89 млрд рублей. Траты деловых туристов по итогам 2023 года составили почти 175 млрд рублей.
Каков портрет сегодняшнего делового туриста в столице?
— Важная черта делового туризма — мультипликативный эффект, который он оказывает на всю индустрию гостеприимства. От ресторанов и площадок для конференций до театров и музеев. Это искушённая и проактивная аудитория, которая хочет сочетать рабочие встречи и знакомство с культурным контекстом города. На сегодняшний день 20 % туристов в Москве — это именно бизнес–путешественники, основную часть которых составляют гости из российских регионов. Но есть и зарубежные представители, в первую очередь из Китая, Турции, Индии.
Средний чек делового туриста в Москве обычно в 1,5–2 раза выше, чем у других путешественников. Кроме того, это зачастую возвратная публика. 40 % приезжают в Москву снова, чтобы отдохнуть с семьёй. Поэтому просто повторять из раза в раз для них какую–то базовую программу знакомства с городом не стоит.
Ключевым элементом развития этого направления остаётся создание качественной инфраструктуры, подходящей для проведения крупных деловых мероприятий. Одним из центров притяжения для бизнес–гостей станет Международный конгрессно–выставочный комплекс, который будет построен на ВДНХ в ближайшие годы. Создание такого объекта — обязательный шаг на пути к реализации нашей программы развития туризма, в соответствии с которой мы планируем достичь отметки 8 млн деловых туристов к 2030 году.
Чаще всего передвигаться между Петербургом и Москвой деловые туристы предпочитают на "Сапсане" и самолёте. Как повлияет на скорость сообщения и увеличение турпотока вывод нового поезда ВСМ, который сократит время поездки до двух с небольшим часов?
— Наибольшая активность гостей приходится на центр города. ВСМ не просто даст возможность за 2 часа добраться из Москвы в Петербург или обратно, но и сразу доставит в оживлённые центральные районы двух столиц.
Думаю, что это сообщение сделает связь между нашими городами ещё интенсивнее, создав по сути единое пространство для любого вида деятельности — от досуга до бизнеса.
Евгений Козлов
Какие усилия по стимулированию деловой активности помогли бизнес–сегменту туризма добиться полного восстановления после пандемии?
— В 2022–2023 годах город реализовывал программу грантовой поддержки отрасли. Организаторы деловых мероприятий могли получить грант до 10 млн рублей из бюджета Москвы для частичной компенсации своих затрат на аренду помещения и технического оборудования. Также у них была возможность увеличить свой грант, добавив в программу экскурсию по Москве, продлив мероприятие на несколько дней или проведя его в одной из столичных гостиниц. Таким образом, город предлагал компаниям–организаторам соединять культурно–развлекательный потенциал столицы с возможностями её инфраструктуры, чтобы создать наиболее комфортные условия для всех участников и при этом задействовать максимум сервисов из разных отраслей.
В 2023 году благодаря такой поддержке в Москве прошло 55 масштабных форумов, конгрессов, выставок. Среди ключевых тем этих событий — бизнес, медицина, туризм, финансы, а также управление и кадры.
Кроме того, в этот нестабильный период мы помогали бизнесу выходить на новые рынки — в Азиатско–Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в странах СНГ. Это большая совокупная работа, которая продолжается и сейчас: бизнес–миссии в другие страны, ознакомительные туры по Москве для зарубежных коллег, участие в международных выставках.
Хочется отметить и взаимодействие Москвы с Петербургом в продвижении делового туризма. Две столицы сотрудничают в рамках крупных выставок в приоритетных регионах, продвигая комплексный MICE–продукт Москва — Санкт–Петербург. Среди мероприятий, где мы объединяли усилия, такие крупные события, как IT&CM в Шанхае и BLTM в Индии.
Какие ещё инструменты по привлечению деловых туристов вы используете?
— Мостуризм осуществляет функции единого окна взаимодействия между участниками рынка делового туризма. В том числе мы связываем заказчиков, организаторов мероприятий, представителей MICE–индустрии с нестандартными деловыми площадками. Для этого проводим ознакомительные показы этих локаций и демонстрируем их возможности для деловых событий. Это нужно не только для обмена контактами, хотя важен и просто сам факт знакомства этих площадок с организаторами бизнес–встреч. Но дело в том, что даже опытные представители MICE–индустрии не всегда знают, что двери многих необычных мест столицы открыты для форумов, конгрессов и других самых разных бизнес–форматов. Кроме того, в рамках ознакомительных показов мы помогаем разобраться в бюрократических процессах, связанных с арендой этих локаций.
С этого года предлагаем использовать возможности проекта "Московское чаепитие". Гостям делового мероприятия не просто нальют чай, но расскажут историю чаепития, проведут мастер–класс, покажут иммерсивное представление. Другой пример удачного сочетания возможностей деловой и культурной составляющей — Центр национальных конных традиций на ВДНХ, где среди прочего есть Конный театр, в нём проходят костюмированные представления в исполнении членов команды Кремлёвской школы верховой езды. Всего же в столице сейчас 150 подобных городских площадок, которые помогают по–новому взглянуть на деловую Москву.
Как строится работа с международными деловыми туристами в условиях геополитической турбулентности?
— Организаторы международных MICE–событий помогают демонстрировать миру современный и гостеприимный образ столицы России. В прошлом году Мостуризм совместно с Ассоциацией индийских MICE–агентов (NIMA) запустил обучающую программу для индийских MICE–специалистов о деловых возможностях города. 50 членов ассоциации прошли наше обучение и получили первые сертификаты. Ожидается, что в этом году выпускниками программы Moscow MICE Ambassadors станут ещё 200 специалистов MICE–отрасли Индии.
Участники Moscow MICE Ambassadors получают полезную информацию для формирования лучших программ пребывания с учётом потребностей индийских корпоративных клиентов. Это обучение полного цикла, где освещаются все детали — от выбора лучшего времени для поездки до подбора отелей, идей культурно–познавательных активностей и оформления виз. Главное, что после обучения участники смогут рассказать деловой аудитории в их родной стране о том, почему Москва — дестинация мирового уровня для всех бизнес–путешественников.
Насколько остро для Москвы стоит проблема низкого сезона — в период с октября по апрель?
— Думаю, нам удалось снизить фактор влияния погоды на туристическую привлекательность, в первую очередь с помощью насыщенной программы городских фестивалей, которые теперь тесно ассоциируются с времяпрепровождением в столице. Причём это касается как деловых гостей, так и тех, кто едет отдохнуть. В среднем крупные фестивали и мероприятия Москвы — в том числе бизнес–форматы — дополнительно дают 10–14 % к загрузке отелей. Если говорить о высоком сезоне, то лето здесь ключевой период. Турпоток нарастает уже в майские праздники, которые в этом году привлекли в столицу 2,2 млн гостей. Причём 70 % от общего числа постояльцев в отелях в этот период составили гости с детьми, а средний уровень загрузки московских гостиниц достиг 68 %. Если брать именно календарное лето 2024 года, то по его итогам в Москве отдохнули 7,4 млн туристов.
Среди пиковых показателей туризма важно отметить и январские праздники. На прошлый Новый год в городе в некоторых отелях не оставалось ни одного свободного номера. В этом году уже в сентябре уровень бронирований на первые дни 2025 года составил 22 %.