Холодный рубеж: закрытые границы ударили по Финляндии сильнее, чем по России

Финский и петербургский бизнес мечтает о возобновлении сотрудничества

Финляндия больше России пострадала от закрытия сухопутной границы. Однако российские потребители скучают по финским товарам, а предприниматели надеются на возобновление партнёрских отношений с соседями.

Практически ровно год назад были закрыты все восемь наземных пограничных переходов между Россией и Финляндией. Процесс начался осенью 2023 года — тогда было объявлено о закрытии части КПП в ночь на 18 ноября на юго–востоке страны (Торфяновка — Ваалимаа, Вяртсиля — Ниирала, Светогорск — Иматра и Брусничное — Нуйямаа).
С 25 ноября стало известно о закрытии оставшихся КПП на границе, кроме Райа–Йоосеппи — Лотта. Но и его закрыли 30 ноября 2023 года.

Пауза или конец?

Эти события поставили на стоп длительное сотрудничество между странами. Ранее финский бизнес играл значительную роль в экономике России, прежде всего Петербурга. Сказывалась близость регионов и тесные экономические связи. Теперь, чтобы попасть из России в Финляндию, нужно ехать через Эстонию.
Правда, в начале ноября 2024 года правительство Финляндии рассматривало возможность открытия одного пропускного пункта на границе с Россией нынешней зимой. Но будет ли в итоге принято такое решение, до сих пор не ясно.
Ещё с февраля 2022 года многие финские компании приостановили свою деятельность на российском рынке. Или вовсе покинули его на фоне международных санкций. Как пояснили "ДП" в департаменте внешних связей Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты (СПб ТПП), до марта 2022 года Финляндия была среди стран — лидеров по количеству компаний, представленных в городе на Неве (около 400 фирм). В 2021 году Финляндия занимала 12–е место среди торговых партнёров Петербурга.
По результатам опроса, проведённого Торгово–промышленной палатой Финляндии в мае 2024 года среди менеджеров 93 финских компаний, занимающихся экспортом, почти все финские компании, которые ранее вели бизнес в России, покинули рынок.

Есть о чём пожалеть

Товарооборот между Россией и Финляндией в январе–сентябре 2024 года составил 960,7 млн евро, что на 31% меньше, чем за тот же период предыдущего года, сообщило на днях РИА Новости, ссылаясь на данные Евростата. Экспорт российской продукции в Финляндию снизился на четверть, до 685,5 млн евро, а импорт финских товаров в Россию — в 1,7 раза, до 275,1 млн евро.
В Александровском обществе (финской НКО, представляющей интересы людей, пострадавших от закрытия границы) со ссылкой на местные аналитические ресурсы рассказали "ДП", что в 2019 году насчитывалось более 2 тыс. финских компаний, экспортировавших продукцию в Россию. К концу 2023 года их осталось всего около 100. Примерно 40% товаров Финляндии, поставляемых в Россию, в 2021 году составляли машины, оборудование и транспортные средства, а также химическая продукция, металлы и бумага.
По подсчётам финских СМИ (Helsingin Sanomat, 2023 год), из–за ухода с российского рынка компании Суоми потеряли около $4 млрд. Больше всех пострадали энергетическая компания Fortum, строительная компания YIT и авиаперевозчик Finnair.
Негативно разрыв отношений с Россией сказался на приграничных финских районах, которые долгое время были ориентированы на торговлю, логистику, туристический и рекреационный бизнес именно с Россией. В итоге многие малые и средние организации прекратили существование.
"Были остановлены программы приграничного сотрудничества, в которых участвовали петербургские компании. Программы предполагали реализацию совместных проектов Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской, Ленинградской, Псковской областей, Ненецкого автономного округа и Петербурга, а также приграничных территорий Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, Швеции и Норвегии", — напоминают в департаменте внешних связей СПб ТПП.
Вице–президент НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Александр Ходачек также указывает, что у российской стороны сейчас заморожены крупные заказы на судостроительных верфях. При возобновлении отношений появилась бы возможность реализовать эти высокомаржинальные проекты.
Так что вполне очевидно, что представители бизнеса обеих стран готовы восстановить партнёрские связи друг с другом при стабилизации политической обстановки.

Перекрытый путь

До 2022 года около 70% выдаваемых в Петербурге зарубежных виз оформлялись именно генконсульством Финляндии. Между странами курсировали пассажирские поезда "Аллегро" (Санкт–Петербург — Хельсинки) и "Лев Толстой" (Москва — Хельсинки). Также с финской столицей было развито автобусное сообщение, поскольку через неё часто совершались перелёты в другие страны Европы и на другие континенты.
"Закрытие границ ударило больше по Финляндии, чем по России. Хотя стоит отметить, что через Суоми проходил логистический маршрут, по которому совершались автомобильные перевозки на паромах. Когда пункты пропуска закрылись, стоимость доставки существенно увеличилась", — подчёркивает Александр Ходачек.
По данным Пограничного управления по Санкт–Петербургу и Ленинградской области, в 2021 году город на Неве посетили более 6,5 тыс. финских туристов, количество туристов из Северной столицы, посетивших Финляндию, составило почти 110 тыс. человек.
С 30 сентября 2022 года Финляндия запретила въезд россиянам и остановила выдачу виз на территории России. Однако посетить страну можно, прилетев с территории Евросоюза. По данным авиабронирований на сервисе OneTwoTrip за 2024 год, доля Финляндии составляет 0,1% от всех зарубежных заказов из Петербурга. Перелёт в одну сторону стоит в среднем 50 тыс. рублей. На поезде в 2024 году в Финляндию уже не ездили, в 2022–м доля ж.–д. бронирований составляла 16,7% (билет в одну сторону стоил около 10 тыс. рублей), а в 2021–м — 1,7% (6,7 тыс. рублей).
"Добраться на автобусе из Петербурга в Финляндию в этом году также уже не было возможности, при этом в 2022–м этот вид транспорта пользовался популярностью: 54,3% зарубежных автобусных бронирований из Северной столицы приходилось на Финляндию (билет стоил примерно 6 тыс. рублей)", — рассказала руководитель пресс–службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Елена Шелехова.
В визовом агентстве James Travel "ДП" рассказали, что до пандемии на долю финских виз в Петербурге приходилось 60–65%. У Северо–Западного региона были привилегии при оформлении. "Визовый центр продолжает работать, но выдаёт туристические визы иностранным гражданам, а также тем, у кого в Финляндии проживают близкие родственники. Документов сейчас выдают крайне мало, и их получение нужно согласовывать через консульство в Москве", — пояснили там.
В Александровском сообществе напомнили, что приграничный туризм стал невозможен после введения ограничений на въезд россиян с туристическими целями в сентябре 2022–го. Но поток людей, имевших право на пересечение границы, тогда всё ещё был значительным. Теперь те деньги, что приносили Финляндии транспортные компании, осуществлявшие перевозки в РФ, и сами путешественники, почти полностью ушли в бюджет Эстонии.
По данным Росстата, в 2021 году внешнеторговый оборот России и Финляндии составил более $13 млрд. В январе–сентябре 2024 года товарооборот составил всего 960,7 млн евро, то есть упал более чем в 10 раз. Лесопромышленный комплекс Ленинградской области и Карелии на 80% экспортировал свою продукцию северному соседу. Мы поставляли в Финляндию никель, продукты неорганической химии, природный газ, удобрения. Финляндия поставляла в Россию машины и оборудование, силовые установки и двигатели, легковые машины, телефоны и продукты питания. С вступлением Финляндской Республики в НАТО Россия получила новую сухопутную границу со страной Североатлантического блока в 1 тыс. км, границу по озёрам, рекам и Балтийскому морю в 300 км. На мой взгляд, это неспровоцированные действия нашего соседа. Однако предприниматели Петербурга продолжают через посредников поддерживать взаимовыгодные отношения с бизнесом северного соседа и, если геополитическая обстановка нормализуется, готовы за полгода–год восстановить все экономические связи. Если будет достигнута политическая разрядка, мы будем способны удвоить товарооборот между нашими странами в течение 3–5 лет.
Сергей Фёдоров
председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей
В России были широко представлены финские предприятия и организации, в частности в сфере энергетики (Fortum), строительства (YIT), производства автомобильных покрышек (Nokian Tyres), лакокрасочной продукции (Tikkurila). До начала СВО в России активно работало порядка 2,2 тыс. компаний, а в 2023 году данный показатель снизился на 85%, то есть примерно до 330 компаний. Двусторонний российско–финский товарооборот упал. Полагаю, что уход финских компаний с российского рынка более губительно сказался именно на финской стороне, поскольку освободившиеся ниши быстро заполняются как местными компаниями, так и представителями дружественных стран. И здесь чётко прослеживается конфликт интересов: на фоне продолжающейся конфронтации, связанной со вступлением Финляндии в НАТО, укреплением границ, размещением западного вооружённого контингента и проведением военных учений, финский бизнес всё активнее начинает просить свои власти о возобновлении экспорта в Россию. Потому что потеря такого огромного рынка, как российский, довольно существенно сказалась на финансовых показателях нашего северного соседа. Полагаю, что окончательного ухода из России финских компаний не будет. Скорее всего, постепенно экономические отношения будут налаживаться, а торговый оборот — нарастать.
Александр Дмитриев
заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт–Петербурге
В России был развит рынок финских FMCG–производств, который был практически полностью продан после санкций. Изменились не только названия брендов, но и большинство рецептур. Нельзя сказать, что новая продукция стала менее качественной — она изменилась. Но привычка к определённым продуктам и товарам осталась. Многие компании уже научились привозить необходимый ассортимент через другие каналы: частным образом, параллельным импортом и т. д. Например, Reima, Valio, Parda и т. д.
Ольга Сумишевская
партнёр One Story
Ухудшение отношений наносит экономический ущерб обеим странам. Финские компании утратили российский рынок, что особенно заметно в экспортно ориентированных отраслях. Россия пытается компенсировать сокращение поставок из Финляндии импортом из других стран. Но в некоторых нишах (таких как высококачественные строительные материалы и продукты питания) замещение идёт медленно. Полное прекращение ввоза финских товаров и уход всех компаний из страны возможно в случае дальнейшего обострения политической ситуации. Однако на данный момент частные закупки сохраняют минимальные торговые связи.
Ярослав Кабаков
директор по стратегии ИК "Финам"