Финляндия больше России пострадала от закрытия сухопутной границы. Однако российские потребители скучают по финским товарам, а предприниматели надеются на возобновление партнёрских отношений с соседями.
Практически ровно год назад были закрыты все восемь наземных пограничных переходов между Россией и Финляндией. Процесс начался осенью 2023 года — тогда было объявлено о закрытии части КПП в ночь на 18 ноября на юго–востоке страны (Торфяновка — Ваалимаа, Вяртсиля — Ниирала, Светогорск — Иматра и Брусничное — Нуйямаа).
С 25 ноября стало известно о закрытии оставшихся КПП на границе, кроме Райа–Йоосеппи — Лотта. Но и его закрыли 30 ноября 2023 года.
Пауза или конец?
Эти события поставили на стоп длительное сотрудничество между странами. Ранее финский бизнес играл значительную роль в экономике России, прежде всего Петербурга. Сказывалась близость регионов и тесные экономические связи. Теперь, чтобы попасть из России в Финляндию, нужно ехать через Эстонию.
Правда, в начале ноября 2024 года правительство Финляндии рассматривало возможность открытия одного пропускного пункта на границе с Россией нынешней зимой. Но будет ли в итоге принято такое решение, до сих пор не ясно.
Ещё с февраля 2022 года многие финские компании приостановили свою деятельность на российском рынке. Или вовсе покинули его на фоне международных санкций. Как пояснили "ДП" в департаменте внешних связей Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты (СПб ТПП), до марта 2022 года Финляндия была среди стран — лидеров по количеству компаний, представленных в городе на Неве (около 400 фирм). В 2021 году Финляндия занимала 12–е место среди торговых партнёров Петербурга.
По результатам опроса, проведённого Торгово–промышленной палатой Финляндии в мае 2024 года среди менеджеров 93 финских компаний, занимающихся экспортом, почти все финские компании, которые ранее вели бизнес в России, покинули рынок.
Есть о чём пожалеть
Товарооборот между Россией и Финляндией в январе–сентябре 2024 года составил 960,7 млн евро, что на 31% меньше, чем за тот же период предыдущего года, сообщило на днях РИА Новости, ссылаясь на данные Евростата. Экспорт российской продукции в Финляндию снизился на четверть, до 685,5 млн евро, а импорт финских товаров в Россию — в 1,7 раза, до 275,1 млн евро.
В Александровском обществе (финской НКО, представляющей интересы людей, пострадавших от закрытия границы) со ссылкой на местные аналитические ресурсы рассказали "ДП", что в 2019 году насчитывалось более 2 тыс. финских компаний, экспортировавших продукцию в Россию. К концу 2023 года их осталось всего около 100. Примерно 40% товаров Финляндии, поставляемых в Россию, в 2021 году составляли машины, оборудование и транспортные средства, а также химическая продукция, металлы и бумага.
Негативно разрыв отношений с Россией сказался на приграничных финских районах, которые долгое время были ориентированы на торговлю, логистику, туристический и рекреационный бизнес именно с Россией. В итоге многие малые и средние организации прекратили существование.
“
"Были остановлены программы приграничного сотрудничества, в которых участвовали петербургские компании. Программы предполагали реализацию совместных проектов Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской, Ленинградской, Псковской областей, Ненецкого автономного округа и Петербурга, а также приграничных территорий Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, Швеции и Норвегии", — напоминают в департаменте внешних связей СПб ТПП.
Вице–президент НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Александр Ходачек также указывает, что у российской стороны сейчас заморожены крупные заказы на судостроительных верфях. При возобновлении отношений появилась бы возможность реализовать эти высокомаржинальные проекты.
Так что вполне очевидно, что представители бизнеса обеих стран готовы восстановить партнёрские связи друг с другом при стабилизации политической обстановки.