Российские туристы, почти полностью заместившие в Петербурге иностранцев, предъявляют даже более высокие требования к отелям.
О новых вызовах, стандартах обслуживания и о том, как на протяжении долгих лет удерживать лидерские позиции на гостиничном рынке, в интервью “Деловому Петербургу” рассказал генеральный директор отеля “Амбассадор” Виктор Прокопцов.
Какие перемены за последние 2 года были самыми важными для гостиничной отрасли? На чём нужно сфокусироваться петербургским отельерам?
— Петербург — единственный город России, который был построен как памятник архитектуры и где ничего не надо делать, кроме как принять гостей. До недавних пор так и было, но география поездок по стране изменилась и появились регионы, которые стараются изо всех сил привлечь туриста и, надо отдать им должное, справляются на пять баллов. Петербург изначально получил огромное преимущество, которое теперь приходится отстаивать в конкурентной борьбе. Нужно сделать так, чтобы город оставался в списке обязательных для посещения мест, а россияне, посещая другие регионы, говорили: “Не хуже, чем в Петербурге”.
Как вы оцениваете введение туристического налога?
— Нужно понять, что власти хотят получить. Если бизнесу чётко обозначат задачу и выдадут техзадание, рынок будет работать в озвученной парадигме. Насколько это повлияет на цены — другой вопрос. Сейчас один турист приносит объективно меньше, чем во времена, о которых мы уже позабыли. А уровень сервиса растёт, как и зарплаты работников. Ведь для высокого качества нужен квалифицированный персонал, получающий достойное вознаграждение. Но повышение цен не означает, что денег станет больше. Отмена НДС на гостиничный бизнес дала сумасшедший рост туризма, но этот налог пошёл не в прибыль отелей, а в скидки туристам.
Отечественные путешественники сильно отличаются от зарубежных?
— Наш турист даже более взыскательный, поэтому приходится соответствовать критериям, на которые мы раньше не обращали внимания. Сейчас к нам приезжает много индивидуалов, туристических групп с детьми. Подход к приёму таких гостей требует особого отношения, и мы постоянно реагируем на изменения в составе туристического потока. Это круглосуточная работа в строгом соответствии со стандартами, без которых сложно оценить качество предоставляемой услуги. Наш гость должен остаться максимально довольным. Поэтому мы работаем с персоналом, рекламой, внедряем лучшие системы сна и отдыха. В ноябре стартовал партнёрский проект "Туризм сна" с компанией "Ортека", и теперь наши премиальные номера оснащены всем необходимым для комфортного отдыха.
Стандарты 4 звезды этим летом были переутверждены на новое юрлицо. С чем это было связано?
— На старте у меня был партнёр — Терентьев А. В какой-то момент он принял решение, что ему со мной не по пути. В суде до сих пор идёт целый ряд разбирательств, касающихся его деяний. Также в этот период он принял решение продать свою долю, и с новым собственником мы вполне успешно продолжили работу по нашему отелю. К слову, эту сделку он тоже пытался отыграть назад, вступив в конфликт с новым совладельцем.
Наверное, такой конфликтный этап наступает почти для каждого долгоживущего бизнеса, и, слава богу, для отеля "Амбассадор" он позади. По той же причине мы провели реорганизацию и ребрендинг, постепенно внедряем новые стандарты, чтобы ничего не напоминало о тех негативных событиях.
В Москве туристы стали чаще выбирать съёмные квартиры и апарты из-за роста цен в отелях, в Петербурге эта тенденция также набирает силу. Как в этих условиях привлечь гостей?
— В этом вопросе тоже большую роль играет законодательство. Сейчас налоги берут только с гостиниц, эта нагрузка также даёт разницу в цене. Но налоговые органы должны понимать, что гостиницам тяжело конкурировать с полусерым бизнесом. В целом же это вопрос предпочтений: кто-то хочет проснуться и включить чайник, а кто-то с удовольствием идёт завтракать в ресторан с шикарным видом на город, как у нас.
К слову, о ресторанной истории: можно уже сейчас сказать, что будет популярно в 2025 году?
— Два главных тренда — качественная кухня с великолепной подачей и ресторан как место для получения новых эмоций. Но сейчас настолько требовательный гость, что стандартными вещами его уже не удивить. А поскольку рестораны у нас держатся в основном на петербуржцах и туристах, которые приезжают не первый раз, их нужно чем-то привлекать. Нам сложнее в этом плане: гости приезжают разные и приходится соответствовать диаметрально противоположным требованиям.
В 2025 году у отеля “Амбассадор” юбилей — 20 лет. Есть ли универсальный рецепт долголетия на гостиничном рынке?
— Как и любому предприятию, отелю нужно идти в ногу со временем. Нам за годы работы не раз приходилось вносить коррективы и следовать веяниям эпохи. Самое главное — отель должен быть живым: каждый раз предлагать что-то новое, быть привлекательным, удивлять. Чтобы, вернувшись домой, гость говорил: "Как было здорово! Какой аромат, какой вид, какая подача...” Отель — генератор эмоций в будущем. И если ты соответствуешь этому критерию, всё будет здорово. А если нет... Не знаю, чем кончится. Мы так не пробовали и не хотим.