Искусственный интеллект проапгрейдит сферу бизнес-туризма

Автор фото: Лидия Верещагина / "ДП"

О влиянии цифровизации на бизнес-тревел "Деловой Петербург" поговорил с председателем совета директоров ГК "Аэроклуб" Денисом Матюхиным.

Как цифровые решения влияют на деловой туризм?
— Для компаний в любой отрасли цифровизация стала основой успешного развития и конкурентоспособности, она позволяет ускорить бизнес-процессы, повысить их эффективность и качество. Цифровизация приводит к важным преобразованиям, влияя на бизнес-модель, взаимодействие с клиентами и даже — на систему менеджмента и мотивации.
Деловой туризм — драйвер развития бизнеса и необходимый инструмент для работы с клиентами и партнёрами. Доля онлайн-процессов в бизнес-тревел у российских корпоративных клиентов превышает 60 %, а в передовых компаниях достигает 97%.
Участники рынка идут двумя путями: развивают свои сервисы или пользуются независимыми платформами. Выбор во многом зависит от готовности агентства инвестировать в собственную разработку.
На каком этапе развития находятся решения для бизнес-тревел?
— Есть три основных типа решений: корпоративные платформы, коробочные онлайн-решения и онлайн-продукты для b2b на базе сервисов по продаже билетов (например, anywayanyday.com). Все они позволяют получить услуги (перелёт, поезд, отель, трансфер), но отличаются степенью кастомизации и интеграции с IT-инфраструктурой клиентов. Например, с кадровыми и бухгалтерскими системами. Корпоративные платформы достаточно гибки, их можно интегрировать с системами заказчика для автоматизации внутренних бизнес-процессов.
До недавнего времени продукты для бизнес-тревел создавались с акцентом на функционал: предполагалось, что они предназначены в основном для решения задач b2b-клиента. Но сегодня их нужно сделать привычными по интерфейсу и опыту взаимодействия для бизнес-путешественника. Поэтому появилась необходимость модернизации. Например, мы занимаемся редизайном нашего продукта, делаем его более удобным именно для сотрудника.
Сейчас бум развития решений на основе искусственного интеллекта (ИИ). Они появятся и в бизнес–туризме, в первую очередь как рекомендательные сервисы для путешественника, ассистенты, исполнители рутинных задач на стороне тревел-партнёров. Мы запустили рекомендательный сервис на базе ИИ, который анализирует прошлые перелёты сотрудника и подбирает рейсы на основе его предпочтений (цены, удобного времени вылета и других). Пользователю не нужно просматривать варианты. Это пример того, как технологии позволяют сделать продукт более персонализированным и повышают эффективность для компании.
Автор: Денис Матюхин
Есть ли задача ускорить процесс оформления командировок с помощью технологий?
— На мой взгляд, да. Сейчас скорость становится конкурентным преимуществом, поскольку меняется парадигма взаимоотношений, в том числе с конечным пользователем. Раньше процесс оформления командировок был дольше, в компаниях работали кураторы, которые занимались согласованиями поездок. Сейчас с помощью IT-инструментов он занимает 10–12 минут. Можно сократить это время до 1 минуты.
Следующим шагом может стать безлендинговое обслуживание, при котором человек будет отправлять запрос на командировку в любой удобной ему форме (звонок, сообщение голосом, в мессенджере или по e-mail), сервис его расшифрует, проанализирует, найдёт услуги и с помощью искусственного интеллекта сформирует предложение, подходящее именно этому человеку. Путешественнику в мессенджер придёт ссылка, по которой он сможет подтвердить подобранный для него вариант.
Интересны ли вам иностранные рынки?
— Для нас это перспективное направление развития бизнеса. Сейчас российские тревел-технологии и сервисы существенно опережают многие западные аналоги. Кроме того, есть запрос бизнеса на работу в дружественных странах — на их языках, в их валютах и по их законодательству. Это мотивировало нас модернизировать продукт, чтобы его можно было использовать за пределами России.
Мы заявили об интересе к странам БРИКС. В следующем году намерены открыть офис в Китае, поскольку видим там высокий спрос. Уже работают представительства "Аэроклуба" в Казахстане и Турции. Также нам интересны рынки Азербайджана и Узбекистана, Бразилии, ЮАР и Индии.