Сказка для избранных: аукцион рискует взвинтить цены на "Щелкунчика" до небес

Поход на "Щелкунчика" в Большой театр объяснили желанием прикоснуться к элите
Автор фото: "Деловой Петербург"

Начиная со 2 декабря на сайте Государственного академического Большого театра (ГАБТ) начнётся продажа билетов на предновогодние показы балета "Щелкунчик". При этом часть билетов в этом году будет впервые продаваться на аукционах.

Для тех, кому не по карману покупать обычные билеты и участвовать в торгах, организуют прямую трансляцию перед самой волшебной ночью в году.
"Деловой Петербург" спросил у экспертов, почему люди готовы тратить огромные суммы на самый популярный новогодний балет, поможет ли аукцион решить проблему с перекупщиками и что делать тем, кто хочет сходить в театр на "Щелкунчика" вместе с семьёй, но не готов влезать в кредиты или продавать автомобиль.

Дотянуться до звёзд

Рассказ мужчины, который продал свою Toyota Camry, чтобы увидеть "Щелкунчика" в Большом театре вместе с женой и детьми, появилась в соцсетях после того, как 25 ноября было объявлено о продаже части билетов на аукционе.
В отличие от поднявшейся в Рунете волны негодования, история об отчаянном театрале оказалась фейком, но, учитывая цены и популярность этого балета в предпраздничный период, для похода на спектакль действительно придётся выложить крупную сумму.
Пока что в этом зимнем сезоне в ГАБТ анонсированы 18 предновогодних показов "Щелкунчика". Все они пройдут на исторической сцене в период с 17 по 31 декабря, а на торги будут выставлены 12% от общего числа мест в зрительном зале на 1740 человек, которые находятся в партере.
Торги пройдут со 2 по 14 декабря, одновременно с продажей билетов на сайте Большого театра по фиксированной цене. Кроме того, с недавних пор попасть в ГАБТ можно только по паспорту, а продавать билеты на "Щелкунчика" в кассах в этом году не будут.
Днём 30 ноября на электронной торговой площадке "Сбер АСТ" было опубликовано два десятка извещений о предстоящих торгах. На каждую дату проведения спектакля есть несколько лотов: единичные места, пары мест рядом и комплект из четырёх мест. Участвовать в торгах смогут как физические, так и юридические лица, которые заранее подадут заявку на определённую дату и лот.
Генеральный прогон балета "Щелкунчик" на сцене НОВАТ в Новосибирске.
Автор: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Во время регистрации физлицам потребуется указать ФИО, номер ИНН и контактные данные, а также предоставить копию паспорта. Компаниям, которые хотят участвовать в аукционе, помимо ИНН, адреса электронной почты и номера телефона, нужно указать КПП, ОГРН, код ИФНС, полное и сокращённое название фирмы, а также ссылку на её сайт. Рассмотреть заявку должны в течение одного дня.
Стартовая цена на комплект из двух билетов на балет "Щелкунчик" на аукционе составит 100 тыс. рублей, а один участник сможет выкупить максимум четыре места. На продажу одного лота будет отведено 60 минут, а минимальный и максимальный шаг торгов составит 5 тыс. и 50 тыс. рублей соответственно.
При этом окончательная цена может быть сколько угодно высокой, отмечает руководитель программы аспирантуры "Социология управления" Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат социологических наук Юлия Байер:
"Когда богатые люди начнут в это играть, — кто сходил на "Щелкунчика", а кто не сходил — здесь, естественно, сработает соревновательный момент. А если у человека нет денежного потолка, попасть на балет, куда идут все твои друзья — это уже дело чести. Поэтому если нет финансовых ограничений, пределом является только небо".
Справедливости ради стоит отметить, что цены в ведущих петербургских театрах на балет Петра Чайковского порой оказываются ещё выше. Так, к вечеру 30 ноября стоимость билетов на ближайший показ "Щелкунчика" в Мариинском театре (вечером 1 декабря) варьировалась от 6,2 тыс. до 15 тыс. рублей, а на спектакль вечером 31 декабря — от 10 тыс. до 28 тыс. рублей.
Похожим образом обстоят дела в Михайловском театре, где за просмотр "Щелкунчика" в период с 18 по 30 декабря придётся заплатить от 12,7 тыс. до 85 тыс. рублей. Чуть более демократичные цены в Александринском театре: там в последний день осени билеты на балет "Щелкунчик" стоили от 5 тыс. до 10 тыс. рублей в декабре и от 6 до 12 тыс. во время новогодних каникул.

Преференции и препоны

Как заявили в пресс-службе Большого театра, решение провести аукцион обусловлено "колоссальной популярностью балета "Щелкунчик", а часть собранных средств будет направлена на поддержку артистов Большого театра. В то же время представители ГАБТ подчеркнули, что "значительная часть билетов" будет распределена между социальными учреждениями Москвы и других регионов, а порядка 1,5 тыс. билетов бесплатно получат военнослужащие, участники специальной военной операции и их родственники.
Несмотря на то, что продажа билетов на спектакли через аукцион является общепризнанной мировой практикой, избежать критики Большому театру не удалось. В Министерстве культуры РФ уточнили, что специальная программа продажи билетов на главный новогодний спектакль страны должна сбить ажиотаж и пресечь действия спекулянтов, однако эти утверждения многим показались спорными. В их числе — бывшая балерина, автор telegram-канала "Дьявол на пуантах" Ирина Бартновская.
"Я считаю инициативу с аукционом нонсенсом. Этот шаг никак не поможет в решении проблемы перекупщиков и лишь породит большее безумие. Ничего не могу сказать о том, на какие нужды пойдут эти деньги. В ГАБТ палочная система (ставка + гонорар за выход) и при Урине некоторые получали по 12 тыс. рублей, но ставка у артистов, насколько я знаю, с приходом Гергиева всё же поднялась. К тому же, Большой театр — государственный, с огромным количеством спонсоров, которые самые весомые игроки на рынке. Неужели такое завышение цен на билеты — единственный способ помочь артистам?" — задаётся вопросом экс-балерина.
Балет "Щелкунчик" театра в Кремлёвском дворце
Автор: Артём Геодакян / ТАСС
По мнению Ирины Бартновской, цены на предновогодние показы балета "Щелкунчик" должны быть такими же, как и на остальные спектакли в Большом театре, а также варьироваться в зависимости от количества актов и заявленных артистов.
"Сейчас билеты продаются, как кот в мешке, хотя составы должны быть известны заранее. Например, на приму-балерину и премьера — одна стоимость, на первого солиста — другая, и это нормально. Но если мы приходим в Большой театр "вслепую" (потому что составов до сих пор нет) и к нам выходит народная артистка, которая валится с ног и просто физически не может станцевать первоначальную хореографию Григоровича, непонятно, за что люди будут платить деньги. Должна быть градация в зависимости от артистов, это очень важно", — подчёркивает Бартновская.
Также бывшая балерина обратила внимание, что именные билеты могут вызывать множество неудобств при посещении Большого театра во время марафона "Щелкунчиков", если руководство заранее не позаботится о том, чтобы организовать большее количество терминалов для проверки документов.

Хороший понт дороже денег

Цены на декабрьские показы "Щелкунчика" в Большом театре ещё неизвестны, однако в прошлом сезоне они варьировались от 1,5 тыс. до 20 тыс. рублей во время предварительной продажи и от 7,5 тыс. до 20 тыс. рублей — во время дополнительной.
В итоге спекулянты выкупали самые дешёвые места, собирая персональные данные клиентов через некую "общую базу перекупщиков", а затем продавали их подороже. Кроме того, несколько лет назад РЕН-ТВ выяснил, что посредникам нередко доставались "спонсорские" пригласительные, которые выделяли партнёрам ГАБТ и от которых время от времени отказывались гости.
При подготовке данного материала "Деловой Петербург" нашёл порядка 10 сайтов, где можно приобрести билеты на "Щелкунчика" в обход официальных процедур. Подробности сделки обещают сообщить по телефону, который ты оставляешь в заявке на сайте, а цена на такие билеты начинается от 5 тыс. рублей.
При этом некоторые перекупщики предлагают билеты даже на январские спектакли, которых ещё нет в афише ГАБТ, а цены на места в партере начинаются со "скромных" 150 тыс. рублей. Впрочем, на момент публикации статьи, с редактором "Делового Петербурга" не связался ни один спекулянт. Вероятно, слишком много заказов.
Балет "Щелкунчик" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.
Автор: Сергей Савостьянов / ТАСС
Несмотря на высокую стоимость билетов, спрос на "Щелкунчика" в Большом театре перед Новым годом не сократится, уверена социолог Юлия Байер. Она отмечает, что желающих попасть на этот спектакль в предпраздничный период и длинные зимние выходные можно условно разделить на две категории: заядлых театралов, которые не представляют Новый год без этой традиции и людей, которым важно закрыть этот гештальт для самоутверждения и ощущения принадлежности к определённой социальной группе.
"На мой взгляд, такая стоимость на новогоднее представление не совсем оправдана, но, поскольку спрос на этот балет Чайковского перед Новым годом есть, то и в ценах не стесняются. Тем более, что "Щелкунчик" в Большом театре закрывает все потребности сразу: в качественном ивенте, погружении в сказку, ощущении собственной престижности, статусности. Для кого-то это может быть компенсацией заниженной самооценки, пролетарского происхождения. И такая мотивация тоже имеет место быть: самоутверждение и определение себя частью элиты — стандартная мотивация человека испокон веков. Поэтому когда кто-то говорит, что ходил в Большой театр на "Щелкунчика", — один, или вместе с семьёй, — это, безусловно, повышает его социальный статус. Значит, человек может себе позволить качественные впечатления, а у его детей, предположительно, счастливое детство", — говорит социолог.
При этом тот факт, что купить билеты в Большой театр можно только онлайн, по паспортам или на аукционе, лишь дополнительно подстегнёт спрос. Ведь чем сложнее попасть на мероприятие, тем ярче ощущение радости и собственной уникальности от покупки билета, который далеко не все себе могут позволить.
Другой вопрос, что в период с 1990-х и до сегодняшнего дня понятие "элита" в России претерпело множество изменений, обращает внимание Ирина Бартновская:
"Если раньше это были высокие чины, номенклатура, профессура, светила медицины, то сейчас, увы, элита — это те, у кого деньги. А деньги у нас сегодня часто у тиктокеров, блогеров... Не хочется верить, что это элита, и не думаю, что такой высокий спрос на "Щелкунчик" в Большом говорит о сильной тяге к искусству. Я считаю, что весь этот ажиотаж — колоссальный маркетинговый ход, зобмирование, "ощелкунивание" людей. Надо к этому спокойнее относиться".

Искусство и салаты

Несмотря на заявления народного артиста РФ, и.о. ректора Академии русского балета им. А. Я. Вагановой Николая Цискаридзе о необходимости ограничить цены на билеты в государственные театры, ценовая политика вряд ли станет более мягкой, а возможность насладиться балетом "Щелкунчик" в исполнении ведущих артистов — удовольствием, которое можно испытать независимо от уровня заработка. Особенно, если речь идёт о спектаклях в ГАБТ.
"Заняв нишу элитарного искусства, Большой театр не ставит и вряд ли когда-нибудь поставит перед собой задачу сделать высокое искусство доступным каждому. Потому что если он станет масс-маркетом, никто не захочет туда идти, это перестанет быть ценностью. А высокий спрос на балет "Щелкунчик" в Большом театре есть именно потому, что все хотят быть культурной элитой, а не ведомой культурной массой. Да и с экономической точки зрения артистам проще выступить один раз за большие деньги, чем заработать ту же сумму за много выступлений", — отмечает Байер.
Генеральный прогон балета "Щелкунчик" на сцене НОВАТ в Новосибирске.
Автор: Кирилл Кухмарь / ТАСС
При этом социолог сомневается, что общедоступная прямая трансляция балета "Щелкунчик" из Большого театра, которая пройдёт перед Новым годом вечером 30 декабря и днём 31 декабря, будет пользоваться популярностью:
"С одной стороны здорово, что театр делает такой жест. А с другой при просмотре этого спектакля в кинотеатре или социальных сетях теряется ощущение волшебства, участия в уникальном мероприятии. Соответственно, у нас сразу отсечётся аудитория, которая делает это для статусности. Заядлые театралы скорее всего просто побрезгуют, потому что качество восприятия будет совсем не то. Таким образом, у нас останется третий сегмент аудитории, который просто поставит "Щелкунчика" фоном для красивой картинки и приятной музыки, и будет делать "сёледку под шубой" на кухне".
Впрочем, для желающих в полной мере насладиться балетом перед зимними праздниками и сохранить сбережения, выход всё-таки есть. Эксперт культурных коммуникаций Надежда Юнацкая обращает внимание, что в качестве альтернативы жители Москвы и Петербурга могут рассмотреть походы на другие спектакли или же отправиться в путешествие по России.
"Можно поехать на "Щелкунчика" в Пермь, Нижний Новгород, Самару. Там тоже прекрасные труппы и можно ощутить рождественскую, новогоднюю атмосферу. Да ещё и побывать в новом городе, узнать о новом регионе. Я в этом году выбрала для себя "Золушку" в одном из петербургских театров: тоже блистательный состав, хорошая постановка. И так же создаёт атмосферу предновогодней поры", — говорит специалист.
Аналогичный совет дала экс-балерина Ирина Бартновская: "Если вы так сильно хотите посмотреть "Щелкунчика" Григоровича с красным костюмом — поезжайте в Новосибирск, где полностью тот же "Щелкунчик" с хорошими, известными артистами и составами, за совершенно адекватные деньги. Покупайте билеты заранее и получайте удовольствие".