Почему бизнес-travel нельзя называть туризмом в привычном смысле — в материале "Делового Петербурга".
По итогам первого полугодия 2024 года российский рынок бизнес-travel вырос на 28 % к прошлогодним показателям, приводят данные в Союзе агентств делового туризма (САД). Увеличивается и общее количество командировок (+21 % год к году по итогам 6 месяцев).
Эксперты прогнозируют, что к концу года объём рынка превысит 1 трлн рублей.
Отрасль-невидимка
С туризмом в классическом понимании бизнес–travel имеет некоторые пересечения, но по сути представляет собой иную модель. Заказчиками здесь являются юридические лица, а продуктом — деловые поездки сотрудников, включающие переезд, проживание, оформление необходимых документов.
В основном рынок представлен агентствами, занимающимися организацией командировок и деловых мероприятий (travel management company — TMC). Их продукт по большей части рассчитан на крупных заказчиков, предполагает индивидуальный подход к каждому клиенту, учитывая его потребности и бизнес–процессы. Помимо TMC активно заявляют о себе ОТА (Online Travel Agencies) — это компании, которые предоставляют юрлицам продукт для самостоятельного оформления поездок ("Островок Командировки", "Ракета", "Авиасейлс" b2b, OneTwoTrip b2b и т. д.). В отличие от крупных агентств, они обычно работают с заказчиками из сферы малого и среднего бизнеса.
Несмотря на развитие технологий для дистанционного общения, потребность бизнеса в том, чтобы отправлять специалистов решать рабочие задачи вне офиса, не исчезает, констатируют представители ТМС и ОТА. Переговоры, контроль работы региональных подразделений организации, открытие филиалов в других городах (странах) часто требуют личного присутствия ответственных работников.
Как отметили в пресс-службе "Академ-Онлайн", до недавнего времени многие госорганизации и представители малого и среднего бизнеса предпочитали отправлять своих сотрудников в командировки, самостоятельно занимаясь оформлением всего необходимого. Но теперь появляется понимание того, что на этом можно сэкономить время, силы и бюджеты. Соответственно, число заказчиков у бизнес-travel-агентств увеличивается.
В век цифровизации растёт и число командировок, оформляемых онлайн. По данным САД, в первом полугодии оно составило 70 % от общего количества. Чаще всего через онлайн-сервисы деловые путешественники бронируют билеты на поезда (75 %) и номера в отелях (72 %).
"Мы видим, что всё больше компаний стремится перейти на digital-сервисы. Фиксируем прирост клиентского портфеля за счёт пользователей, которые ранее не прибегали к цифровым продуктам", — говорит директор по маркетингу и коммуникациям "Ракеты" Дарья Зубрицкая.
Несмотря на рост рынка делового туризма, ему до сих пор не выделен отдельный ОКВЭД, хотя представители индустрии не раз обращались в Минэкономразвития с такой просьбой. Как поясняет исполнительный директор САД Павел Васин, исторически все компании, осуществляющие деятельность в сфере туризма, числились под одним ОКВЭД, вне зависимости от специализации. То есть на ТМС распространялись те же требования, которые должны гарантировать безопасность туристов при взаимодействии с туроператорами, например страховые выплаты и финансовые гарантии. Однако пути travel в классическом понимании (работающего с физлицами) и бизнес-travel (сегмент b2b) давно разошлись. Сейчас эксперты видят смысл в том, чтобы отразить эту разницу и в законодательстве.
“
"На мой взгляд, необходимо закрепить понятия и термины, окончательно разделить два этих сегмента, отдельно выделив MICE (область, связанная с организацией корпоративных мероприятий. — Ред.). Господдержка отрасли появится с понимаем её доходности, ведь всё отражается на инфраструктуре регионов, занятости населения, отчислениях в бюджет", — считает генеральный директор компании "Демлинк" Ирина Карнаухова.
По данным научно–исследовательского центра (ВНИЦ) R&C и проекта MICE Excellence, объём выручки российских компаний на рынке корпоративных мероприятий в 2022 году составил 53,1 млрд рублей. Объём конгрессно-выставочного рынка на 2023 год составлял 182,1 млрд рублей.
Деньги — двигатель прогресса
Продолжая разговор о господдержке, Павел Васин подчёркивает, что она должна заключаться не столько в финансировании, сколько в формировании устойчивого делового климата.
“
"Мы получили разъяснительное письмо от властей о том, что командировки не являются турпродуктом. Их не надо сравнивать с турпакетом, не надо отражать в электронной путёвке. То есть понимание этого уже произошло, что радует. В дальнейшем при определении агентств делового туризма в законодательном поле мы хотим предложить уйти от одинакового регулирования всей туротрасли. Именно потому, что все взаимодействия в нашем случае идут между юрлицами", — объясняет эксперт.
До сих пор не у всех есть понимание доли, которая приходится на бизнес-туризм. Между тем 50–55% поездок внутри России совершается именно с деловыми целями, утверждают в компании "Академ-Онлайн". Основным драйвером роста эксперты называют инфляцию, особенно в части стоимости авиаперелётов, доля которых в структуре трат компаний на командировки в 2023 году составляла 58%. Как указывает Павел Васин, средняя стоимость билетов на самолёт по России в первом полугодии 2024 года была равна 20,3 тыс. рублей (+18 % год к году). Довольно большую долю занимает и проживание сотрудников (в 2023 году на него приходилось 24,5 % трат).
Павел Васин указывает, что на фоне санкций у гостиниц нет проблем с загрузкой, что позволяет им увеличивать цены на услуги. В "Ракете" за январь–сентябрь фиксируют рост стоимости авиабилета для корпоративного сегмента на 26 %, проезда в "Аэроэкспрессах" — на 14 %, проживания в отелях и апартаментах — на 28 %.
В поисках партнёров
Участники рынка называют индустрию бизнес-travel зеркалом экономики, отражающим приоритетные направления развития. При этом сохраняется тенденция к росту числа зарубежных поездок. Доля международных командировок выросла по сравнению с прошлым годом на 4 % (на 6 % по сравнению с 2022-м) и составила 16 % (данные САД). Эксперты отмечают стремление бизнеса открывать новые рынки.
“
"Особенно заметен устойчивый интерес к Азиатскому региону и нарастающий к Латиноамериканскому и Африканскому регионам. Это может быть связано с поиском новых возможностей для расширения бизнеса и диверсификации рынков сбыта. Компании ищут новые источники ресурсов и потребителей, что ведёт к увеличению числа деловых поездок в эти регионы", — указывает управляющий директор корпоративного бизнеса "Випсервис" Галина Полищук.
По словам управляющего директора компании "Аэроклуб" Юлии Липатовой, один из актуальных трендов — спрос на командировки между Россией и странами БРИКС. В 2024 году он вырос в 5 раз. Основными направлениями сотрудничества стали нефтегазовая промышленность и энергетика.
"IT–компании активно осваивают рынки ОАЭ и Китая: спрос на командировки в Эмираты в 2023 году увеличился на 141% год к году, а в Китай — более чем вдвое. ОАЭ становятся всё более популярным направлением для представителей медицинской и фармацевтической отрасли. Cпрос на командировки с их стороны растёт на 90% последние 2 года. Российские компании, работающие в сфере реализации товаров повседневного спроса (FMCG), также демонстрируют активное наращивание сотрудничества со странами БРИКС", — рассказала Липатова.
В командировки по России среди клиентов "Аэроклуба" в 2024 году чаще всех отравляются сотрудники ретейл–компаний — на них приходится 22% всех бронирований в отелях. В "Випсервисе" отмечают особую активность банковской сферы, госсектора, а также индустрий консалтинга и потребительских услуг. Впрочем, данные каждой компании будут отличаться в зависимости от того, кем представлен основной пул клиентов.