Деловой туризм стремительно меняется под влиянием современных технологий и внедрения новаторских подходов к организации бизнеса.
Активность делового туризма постепенно возвращается на уровень 2019 года. Правда, теперь чаще путешествуют по России, а популярными направлениями для зарубежных командировок становятся страны СНГ и БРИКС+.
По данным сервиса Smartway, в 2023 году количество командировок в российских компаниях увеличилось на 16 % к 2022-му. Результаты 2024 года обещают быть ещё более успешными.
Делу время, потехе час
В агентстве делового туризма IBC Corporate Travel рассказывают, что одним из трендов последних лет стал MICE-туризм — это часть индустрии, связанная с организацией и проведением бизнес-мероприятий. Самые популярные направления: Узбекистан, Азербайджан, Армения, Казахстан и Белоруссия. Причём активность заказчиков выросла настолько, что позволила увеличить глубину бронирования.
"Компании стараются учитывать пожелания сотрудников по перелётам, проживанию и другому и при этом соблюсти рамки бюджета на командировки. От MICE-организаторов также ожидают индивидуального подхода, чтобы в деловом событии каждый член команды был наделён какой-то функцией в зависимости от особенностей его характера, умений, предпочтений", — отмечают в IBC Corporate Travel.
Кроме того, у деловых путешественников становятся популярными bleisure-поездки — совмещение бизнеса и мини-отпуска. Летом 2024 года 37% всех командировок россияне совмещали с выходными в другом городе, подсчитали в Bronevik.com. А в Сочи доля bleisure среди всех деловых поездок составила 56%.
“
"Деловые путешественники стремятся задержаться в командировках на выходные, чтобы отдохнуть и поближе познакомиться с достопримечательностями регионов. Некоторые крупные работодатели рассматривают bleisure как дополнительный бонус для своих сотрудников", — поясняет исполнительный директор Bronevik.com Марина Гончаренко.
Ещё одна тенденция — рост среднего чека на поездки, что заставляет бизнес пересматривать свои бюджеты.
“
"Ранее многие компании активно использовали строгие тревел-политики с лимитами на классы отелей, авиа- и ж.- д. билетов, а также получали специальные контрактные цены с поставщиками. С ростом расходов компании ищут новые способы оптимизации бюджетов и стремятся к повышению эффективности и автоматизации процессов", — добавляет директор направления b2b Ozon Travel Мария Колесниченко.
Всё в одном
Эксперты считают, что в ближайшие 5-10 лет в деловом туризме появятся целые экосистемы. Например, сервисы по организации командировок будут предоставлять и другие услуги для бизнеса: топливные карты, кадровый аутсорсинг и т. д.
Поставщики бизнес-услуг в свою очередь включают командировочные сервисы в свой продуктовый портфель. У Smartway уже есть партнёры по модели White Label — это когда бизнес продаёт сервис под своим брендом действующим клиентам.
“
"С некоторыми такими компаниями показатели оборота достигают 150 млн рублей в месяц", — говорит директор по развитию группы компаний Smartway Илья Вагнер.
Сила в "цифре"
Активно идёт цифровизация, прежде всего в области документооборота. Например, авансовые отчёты по деловым поездкам теперь можно подписывать с помощью электронной подписи, что упрощает процесс. На подходе следующие инновации.
“
"Развитие получат аналитические опции — автоматическое формирование различных отчётов на основе данных о поездках, прогнозирование расходов, бюджетов на командирование в целом и по отдельным направлениям. Большую роль будет играть искусственный интеллект, роботизация. Уже сейчас технологические компании в business travel tech, travel tech осваивают их", — комментирует директор по маркетингу платформы для организации командировок "Ракета" Дарья Зубрицкая.
Игроки рынка ожидают, что в ближайшие 5-10 лет индустрию деловых поездок ждёт масштабная цифровая трансформация — доработка IT-продуктов и сервисов, расширение их функционала, интеграция различных систем друг с другом, повышение устойчивости к DDoS-атакам и другим киберугрозам.