В подкасте "История по делу" мы рассказываем об истории петербургских домов и бизнес-империях, которые были известны во всей стране и за рубежом. В выпуске про Центральный район речь зашла про Фридриха Сан-Галли, придумавшего особую систему отопления домов, которой мы пользуемся и по сей день.
У первого сезона нашего подкаста есть партнёр — крупнейший на Северо-Западе строительный холдинг "Группа ЛСР".
Молодой релокант
Мы привыкли к хорошему, когда дома зимой тепло и комфортно. И даже не задумываемся, благодаря кому в наших домах так уютно. А ведь батареи парового отопления были изобретены не так давно, во второй половине XIX века, в Центральном районе Санкт-Петербурга. Это изобретение потом стремительно распространилось по Европе.
Героя, который изобрёл систему для поддержания комфортной температуры зимой в квартирах, звали Франц Фридрих Сан-Галли, родом он был из Померании. В 1843 году молодой релокант из глухой германской провинции прибыл в Петербург за славой и деньгами. Правда, как и все мигранты, начинал не с самой блестящей работы. Он устроился по протекции знакомых сначала приказчиком в магазине, а потом помощником бухгалтера на Механическом заводе Берда. В своих воспоминаниях сам Франц Фридрих Сан-Галли описывает это время так: "Моя работа не была ни трудна, ни велика, так что у меня оставалось много свободного времени думать об идеалах..."
"Думать об идеалах" тогда означало, что Франц по два раза в неделю ходил во Французский театр и в Итальянскую оперу, кроме того, со своими новыми друзьями — а среди них оказывается и сын самого Берда — часто выезжал на охоту в деревню Горелово. Ну и, конечно, как все молодые люди своего круга, катался в экипаже, танцевал, кутил, веселился и отчаянно ухаживал за девушками.
В 1853 году на завод пригласили по какому-то делу мастеров из Шотландии, а заниматься с делегацией поручили приятному, славному, образованному, знающему языки и умеющему вести себя в обществе Францу. Ему пришлось вместе с шотландцами пройти по всем цехам металлического завода. До этого молодой человек сидел только в своей бухгалтерии, и то новое, что он увидел на производстве, перевернуло всю его жизнь. Ему было тогда 28 лет. Лёгкий, милый, элегантный светский тусовщик начинает вдруг интересоваться литейным и механическим делом, читать специальную литературу. Франц не отходит от мастеров из Шотландии. Старается перенять их секреты. А когда они уезжают, делает свой выбор. "Я решил жениться и основать своё фабричное и коммерческое дело", — так об этом он напишет позже в своих мемуарах.
Но сначала Франц принимает православную веру и становится Францем Карловичем. Затем, как было принято тогда у молодых особ романтического склада, выбрал жизненный девиз: "Поставь себе цель, иди вперёд, не трать времени на споры". Следующим шагом после православия и выбора жизненного девиза стала женитьба. Надёжный тыл в виде достойной жены, дочери купца с хорошим приданым, был создан, а значит, можно было покорять вершины бизнеса.
В 1853 году, используя приданое и взяв у своего приятеля, сына фабриканта Берда, с которым он дружил, в долг 5 тыс. рублей (сейчас чуть более 6 млн рублей) на 3 года под 8% годовых, он открыл на Лиговке механическую мастерскую (там приступают к работе 12 слесарей), а на Невском — маленький магазин, где собирался продавать металлические кровати, камины, умывальники, произведённые на Лиговке.
Переустройство бизнеса
Но начинающего молодого миллионера ждут первые трудности. Выяснилась, что производить какие-то вещи ещё не значит это хорошо продавать. Конкуренция в Петербурге достаточно сильная, а уникального торгового предложения от Сан-Галли нет. Он делает всё то же самое, что и другие.
Семья почти голодает: "Не имея средств и живя экономно, мне часто приходилось обедать в ресторане Палкина, причём мой обед состоял из тарелки щей с куском мяса и обходился в 20 копеек" (примерно 250 рублей на наши деньги). То есть "восходящая звезда бизнеса" не брезгует дешёвым бизнес-ланчем.
И всё же дело потихоньку раскручивается. Экономя на еде, Франц Карлович не тратится на своих поездках по Европе, старается изучить все новинки промышленного бума тех лет, читает все технические журналы и книги на трёх доступных ему языках, вступает в члены Петербургского технического общества. Поездка в Англию убедила Франца Карловича в том, что без собственного чугунолитейного производства ему на рынке не удержаться. По возвращении в Петербург он открывает ещё и чугунолитейную мастерскую. В ней по суперсовременной на тот момент технологии, вывезенной Францем Карловичем из Бирмингема, наладили отливку и выпуск чугунных труб.
Тут Сан-Галли наконец-то находит своё уникальное торговое предложение. Он на основе чугунных труб делает паровой радиатор для обогрева помещений зимой. И называет его батареей. Тем самым названием, которым мы до сих пор пользуемся.
В 1855 году начинается новая эра комфортного проживания в квартирах и нахождения в рабочих помещениях. И всё это благодаря революционному открытию Сан-Галли. Первые экземпляры радиаторов, созданных нашим героем, представляли собой толстые чугунные трубы, идущие змеевиком, на которые были с небольшими интервалами установлены чугунные диски. Кстати, в некоторых производственных помещениях такие батареи можно увидеть и сегодня.
Конечно, водяные отопительные системы существовали и до того (например, системы изобретения Боннемена и Перкинса), но в них теплоотдача осуществлялась просто через трубы. Идея отопительного радиатора, по которому движется горячая вода, нагревая каждый отдельный чугунный элемент, тем самым увеличивая количества тепла, пришла Францу Карловичу в голову первому.
Успех батарей
Учитывая петербургский климат, такое уникальное предложение не могло не выстрелить. Сначала Сан-Галли устанавливает батареи у себя дома, потом показывает это изобретение своим знакомым, и срабатывает лучший вид рекламы — сарафанное радио. О новинке, позволяющей комфортно чувствовать себя в плохую погоду дома, говорят в Петербурге практически повсеместно. Но настоящая популярность приходит после того, как к Сан-Галли за покупкой приходит император.
Франц Карлович получает крупный заказ на устройство водяного отопления в оранжереях Царскосельского императорского дворца. И он этот заказ успешно выполняет. Особенно довольными оказались придворные дамы, поскольку в тёплом помещении можно было ходить даже в открытых туалетах, то есть по самой что ни на есть последней моде. А какое ещё комьюнити может принести больше состоятельных клиентов, как не придворные дамы?
Сан-Галли начинает стремительно расширять производство. Заказы сыпятся со всех сторон. Батареи становятся популярны не только в России, но и в Европе и США. Сан-Галли считает, что его батареи — предмет первой необходимости, поэтому не патентует изобретение и сам стремится к тому, чтобы оно распространялось как можно шире, особенно в северных странах. В ходе заграничных поездок Сан-Галли рассказал о своём детище промышленникам Германии и Соединённых Штатов. Так российская батарея отправилась в победное шествие по миру.
Кстати, первые радиаторы отопления, производимые на предприятии Франца Сан-Галли, были настоящими произведениями искусства. Завод на Лиговке в центральном районе Санкт-Петербурга стремительно вырос и расширился. Появились новые корпуса, увеличился ассортимент продукции. Постепенно к батареям и отопительному оборудованию добавились металлические каркасы для строительства зданий, печи, герметические двери, механические умывальники и художественное литьё.
Госзаказы
Но и это не конец истории. Помните англичанина Берда? Того самого, у которого был механический завод, где начинал свою трудовую карьеру помощником бухгалтера Сан-Галли, и с сыном которого он дружил и у которого занял денег на свой первый бизнес? Так вот, Сан-Галли, когда создавал своё производство, не мог и мечтать, что потягается за заказы с самим "великим Бердом", так как это была уважаемая фирма с почти монопольным положением на рынке Санкт-Петербурга. Как всегда, помог случай.
Рядом с оранжереей, в которые Сан-Галли поставил батареи водяного отопления, находилась деревянная церковь, сгоревшая в 1864 году. Восстановить её поручили инженер-полковнику Герману Егоровичу Паукеру. Чтобы в дальнейшем избежать пожаров в императорской церкви, он решил сделать потолки, стропила и арматуру куполов из железа. Объявили конкурс. Единственным серьёзным участником был завод всемогущего и прославленного Берда. Он был самым дорогим поставщиком. Тут-то и наступает звёздный час Франца Сан-Галли. Он взялся выполнить все необходимые по проекту работы так же качественно, как и знаменитый Берд, но за вдвое меньшие деньги.
Сан-Галли сознательно пошёл на уменьшение цены госконтракта почти в 2 раза. Берд отказался работать за такую цену, справедливо отмечая, что работать себе в убыток не будет. А Сан-Галли качественно и в срок выполнил заказ. Хотя и с большим убытком для себя.
Во-первых, это была императорская церковь, в которой любил бывать государь-император. Во-вторых, своей качественной и дешёвой работой Сан-Галли укрепил авторитет инженер-полковника Паукера, который ещё неоднократно предоставлял заказы Сан-Галли. В-третьих, Паукер становится министром путей сообщения. Хотя он на этом посту находится не так долго, но всё же успевает "завести" предприятие Сан-Галли на железнодорожные заказы. А надо ли говорить, насколько это выгодные заказы, что тогда, что сегодня. Ну и император не забывает, с помощью кого была так дёшево восстановлена его любимая церковь в Царском Селе.
В 1880 году террорист Халтурин взрывает Зимний дворец. Требуется срочно восстанавливать потолки. Понятно, что работы в таком месте можно поручить только высокому профессионалу и надёжному, проверенному человеку, которым, конечно же, является Франц Карлович Сан-Галли.
Немало изобретений Франца Карловича вошло в наш ежедневный быт. Про батареи мы уже рассказали, добавим к ним и всякие дезинфекционные приборы, вентиляционные системы (во многих петербургских особняках они исправно работают и по сей день!), печи, герметические двери, механические умывальники. Традиция не отказываться ни от каких полезных обществу и прогрессу заказов сохранилась и после смерти хозяина. О чём свидетельствовали, например, знаменитые операционные чугунные столы, изготовленные уже наследниками Франца Карловича в 1912 году специально для академика Ивана Павлова и его собак.
С 1882 года на продукции завода стал изображаться Государственный герб, а основателю предприятия Францу Сан-Галли был пожалован дворянский титул. Это ли не лучший показатель его заслуг перед империей.
Надо отдать должное Сан-Галли. Как промышленник он не только думал о своих финансах, но и проявлял заботу о рабочих: близ фабричных корпусов, между Лиговским проспектом и Николаевской железной дорогой, были построены 22 дома для служащих (в домах были устроены водопровод и керосиновое освещение), а также школа. Отдельный дом (сейчас бы мы сказали "служебные квартиры") на Лиговском, 58, предназначался для инженеров.
Но и это еще не всё. Сан-Галли на Петровском острове создал заводской профилакторий для служащих. На острове были выстроены 12 деревянных вилл со всеми удобствами (электричество, водопровод, канализация). Не просто "социально ответственный бизнес", а создание максимально комфортных условий для рабочих. То, чем будет позже гордиться советская система. К сожалению, этот уникальный загородный комплекс для рабочих не сохранился, в годы блокады деревянные строения городка Сан-Галли были разобраны на дрова.
Советское наследие
Дальнейшая судьба завода весьма типична. В 1918 году завод был национализирован, а в 1930-е перепрофилирован, получил название "Завод бумагоделательного машиностроения им. 2-й Пятилетки" ("Буммаш"). Уже в наше время, в 90-е годы XX века, завод стал банкротом и предприятие было ликвидировано. Помещения какое-то время сдавались в аренду, потом потихоньку ветшали и разрушались. Сейчас на месте бывшего завода Сан-Галли планируют построить три бизнес-центра класса А и четырёхзвёздочную гостиницу. Так что от былого великолепия блестящего бизнеса практически ничего не осталось.
Но если вы прогуляетесь по Лиговскому проспекту, то у дома 62 увидите причудливую чугунную ограду с древнерусскими мотивами. Это ограда была установлена у садика, который примыкал к особняку Франца Сан-Галли. Даже сейчас видно, насколько это красивое и очень тонкое художественное литьё, которое было выполнено здесь же, на заводе. Ограда и сейчас заставляет остановиться и поразглядывать её внимательнее, а уж в те времена она производила настоящий фурор, являясь к тому же ещё и прекрасной рекламой продукции завода. Так что найдите время, дойдите до Лиговского проспекта и вспомните того человека, благодаря которому в наших домах зимой комфортно и тепло.