Онлайн–торговля сбавит темпы развития в Москве и Петербурге

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Аналитики спорят о перспективах развития рынка онлайн–торговли в России в ближайшее время.

В Nikoliers считают, что высокие темпы роста, наблюдавшиеся последние годы, пошли на спад. По их прогнозам, в 2024–м рынок может вырасти на 28%, затем ежегодный прирост будет составлять около 14%, а к 2027 году замедлится до 9%.
Президент Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Артём Соколов даёт иные прогнозы. Он замечает, что объём интернет–торговли в России за 9 месяцев 2024 года составил 6,2 трлн рублей. Это на 43% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Согласно прогнозу АКИТ, к концу года объём рынка превысит 9 трлн рублей. Темпы роста российского рынка e–commerce сохранятся, а в ближайшие 3 года его объём может вырасти до 18 трлн рублей и более.
В опубликованном недавно докладе Data Insight указываются более оптимистичные ожидания по объёму продаж российского e–commerce — по итогам 2024 года он должен составить 10,7 трлн рублей, что на 36% больше, чем в 2023–м. При этом прогноз на 2027 год практически такой же — 18,2 трлн рублей при росте 14%. Различаясь в деталях, мнения всех аналитиков сходятся в том, что от года к году темпы роста будут замедляться. Особенно это касается Москвы и Петербурга.
"Сегодня наиболее интенсивный рост объёмов онлайн–покупок наблюдается в регионах с малыми населёнными пунктами, удалёнными от крупных городов. Или там, где мегаполисы и вовсе отсутствуют, но при этом непростой географический ландшафт", — поясняет Артём Соколов.
Но пока у игроков рынка всё более чем благополучно. В Wildberries сообщили, что продажи в Петербурге за первые три квартала текущего года выросли на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Директор по стратегии и развитию "Авито Товаров" Алексей Гевлич замечает, что эффект массового перехода из офлайна в онлайн наблюдается ещё с начала пандемии. "Больше трети (36%) товаров россияне покупают в онлайне, и тренд на быстрый рост сохраняется. Мы ожидаем таких же темпов роста рынка и увеличения в следующем году примерно на 30%", — говорит он.
Директор по маркетингу "Самоката" Михаил Петрухин признаёт, что темпы развития рынка e–grocery стали более умеренными относительно стремительного роста в пандемийный период.
Тем не менее, по данным INFOLine, "Самокат" сохраняет лидерство в сегменте. За первые 9 месяцев 2024 года оборот компании вырос год к году на 70,7%, до 182,7 млрд рублей, а среднее количество выполненных заказов в день увеличилось на 27,8%, до 672 тыс.