Раньше — ещё пару лет назад — церемония награждения лауреатов премии "Топ-100" была завершающим календарный год событийным проектом "Делового Петербурга". Сегодня список мероприятий издания расширен. Но ажиотажный интерес именно к этому рейтингу остаётся традиционно высоким.
Поэтому с каждым годом растут и уровень пользы проекта для бизнеса региона, и качество нетворкинга. Собственно, за 21 год существования премии её главная цель не изменилась — предоставить деловому сообществу ещё одну площадку для комфортного диалога, обсуждения актуальных вопросов, поиска ярких идей.
Методика рейтинга тоже сохраняется — но подробнее о том, как производятся расчёты, можно узнать из статьи, посвящённой выходу журнала "Топ-100". В нём как раз представлен список всех лауреатов 2024 года. Также неизменна высокая актуальность поднимаемых журналистами в рамках выпуска тем. Эту традицию продолжают интервью в ходе церемонии. И как обычно, делимся самыми интересными комментариями с читателями.
В 2024 году Гран-при премии получил сооснователь и CEO компании Omoikiri Павел Кейв. В своём интервью изданию топ–менеджер года рассказал, что позволяет его предприятию сохранять репутацию одного из главных трендсеттеров (или визионеров) в сегменте премиальной кухонной сантехники и оборудования. Также Павел Кейв поделился секретом, как даже в условиях постоянных внешних изменений компания может наращивать показатели:
Исполнительный директор НКО "Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга" Александра Питкянен на страницах журнала рассказала о тех программах государственной поддержки, которые сегодня наиболее востребованы сектором МСБ. По её словам, изучение реальных потребностей коммерческих организаций позволяет сделать эти продукты более доступными. Поэтому эксперту присуждена специальная номинация "За вклад в развитие финансовых инструментов поддержки малого и среднего бизнеса Петербурга".
Для банков же одной из основных задач в предстоящем году по линии поддержки бизнеса останется сохранение внешнеэкономической деятельности, рассказал председатель совета директоров банка "ПСКБ" Владимир Прибыткин. Более подробно — в интервью "ДП":
Ещё один значимый и максимально эффективный инструмент для роста бизнеса в текущих условиях — деловые мероприятия. Поэтому развитие самих площадок, конгрессно-выставочных центров, также является важной задачей в масштабах страны. И особую награду "За визионерский подход и опережающие темпы развития бизнеса" получил генеральный директор компании "ЭкспоФорум-Интернэшнл", президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков.
“
"Экспофорум" должен стать ведущей конгрессно-выставочной площадкой как в России, так и на международной арене. Здесь должны проводиться события мирового уровня по ключевым компетенциям города и страны, таким, как нефтегазовая промышленность, атомная энергетика, сельское хозяйство, машиностроение, фармакология, медицина, туризм — всего более 120 разных направлений. В 2025 году к нам перейдут несколько крупных московских проектов. Плотность мероприятий будет невероятная, на монтаж и демонтаж будет буквально два-три дня. Для нас это большой вызов, с которым мы должны справиться и доказать, что Петербург по праву считается деловой столицей России, а "Экспофорум" — лучшим конгрессно-выставочным центром страны и мира. Конечно, это требует от нас релевантной реакции на вызовы, стоящие перед отраслью. Дефицит кадров есть, как и в целом по стране. В первую очередь не хватает квалифицированных представителей рабочих специальностей — монтажников, строителей стендов и т.д. Но и по остальным направлениям кадровый вопрос всегда в центре внимания. Мы руководствуемся принципом, что проще самим обучить, чем где-то кого-то искать. Поэтому Российский союз выставок и ярмарок совместно с СПбГЭУ уже третий год успешно реализует программы подготовки и повышения квалификации в конгрессно-выставочной сфере. Уже больше 50 сотрудников компании "ЭкспоФорум-Интернэшнл" прошли эту программу. Удерживает сотрудников в первую очередь — любовь к профессии, энтузиазм. Если ты не получаешь удовольствия от того, что ты делаешь, никакие зарплаты и социальные пакеты не помогут.
Сергей Воронков
генеральный директор компании "ЭкспоФорум-Интернэшнл", президент Российского союза выставок и ярмарок
Создание уникальных и инновационных продуктов, их грамотное продвижение на рынке позволяет бизнесу укреплять свои позиции — об этом говорили многие участники мероприятия. И ярким подтверждением является история УК "ДОХОДЪ": 20 лет назад компания стала флагманом детских инвестиций, разработав уникальный на тот момент формат инвестиционного счёта с рождения, в 2024-м — реализовала "золотой стандарт" долгосрочного инвестирования: фонды с целевой датой. "Деловой Петербург" счёл это достойным особой награды — "За создание нового инструмента для долгосрочного инвестирования и управления семейным благосостоянием". А генеральный директор компании Маргарита Бородатова поделилась в интервью, какие продукты будут востребованы инвесторами в 2025 году:
Премию "За создание федеральной аукционной площадки для привлечения инвестиций в российскую экономику" получил генеральный директор — управляющий партнёр Российского аукционного дома (РАД) Андрей Степаненко, который посвятил свою профессиональную деятельность созданию открытого рынка аукционных торгов в России. И многие новаторские решения были опробованы именно в Петербурге. А как необходимость цифровой трансформации будет влиять на результативность бизнеса в ближайшем будущем, эксперт рассказал журналистам:
Помимо самого уникального продукта и очень внимательного отношения к увеличению оборота компании, сегодня топ-менеджерам важно продумать новые варианты управления расходами, уверен сооснователь и управляющий партнёр резиденций Villingston Денис Корсуков, которому "Деловой Петербург" вручил награду "За инновационные антикризисные решение в сфере загородного отдыха". Узнали у эксперта, что ещё требуется бизнесу для быстрой адаптации к непредвиденным ситуациям и новым вводным:
Главный риск для девелоперского бизнеса в 2025 году — это финансовые условия работы, и если ключевая ставка будет оставаться высокой, то все массовые строительные процессы будут очень заметно замедляться с ростом издержек, прогнозирует собственник ГК "ПСК" Максим Штерн. Он основал компанию, которая сегодня входит в топ-10 застройщиков Петербурга по объёму текущего строительства, в 2007 году. Сегодня в портфеле 16 завершённых проектов жилья и сервисных апартаментов, а также пять — на стадии реализации. Особая награда "ДП" — "За устойчивое и качественное развитие в девелопменте и строительстве".
“
Наш секрет результативности у всех на виду. Это структура портфеля проектов. Исторически сложилось так, что мы строим во всех сегментах жилой недвижимости, плюс апартаменты, плюс коммерческая недвижимость. Такая стратегия позволяет нам не просто сохранять позиции, но и расти. И финансовые показатели, как текущей осени, так и по итогам года в целом это подтверждают. Например, продажи в комфорт-классе снижаются, пока есть сложности с ипотекой, но в дорогой недвижимости, напротив, растут. Инвестиционные интересы сместились в сервисные апартаменты от того же малогабаритного жилья. И у нас есть что предложить инвесторам, как с точки зрения порога входа, так и с точки зрения более интересной отдачи инвестиций. Конкурентоспособность определяется совокупностью характеристик предложения, всеми его составляющими от физических параметров и цен до того, как это всё выглядит. То, что называется продукт. Периодически проводимые опросы показывают, что для покупателей на первых местах всегда находится локация. Но хорошие локации много кто предлагает, поэтому в любом случае нужно выделяться. Особенно это касается проектов массмаркета, где конкуренция самая высокая. В нашем случае главная победа бизнеса в 2024 году — это хороший финансовый результат. Значительно лучше прошлого года. Мы добились этого, в том числе, за счёт расширения предложения: вывода на рынок новых проектов и новых очередей в ранее запущенных. Что, кстати, подтверждает наличие спроса. В свою очередь, спрос в условиях дорогих кредитов всегда фокусируется на наиболее привлекательном предложении. Тот факт, что наше предложение в этой категории, есть залог успешной работы на рынке. И в ближайшее время мы планируем пополнение портфеля, также проектами из категории наиболее привлекательных.
Максим Штерн
собственник ГК "ПСК"
Российская экспертная медицина сегодня очень востребована — и это одна из главных побед бизнеса в данной сфере, уверена президент Группы компаний "МЕДИКА" Нина Ботерашвили. Отсюда следует и рост качества услуг. При этом холдинг в 2024 году создал сразу несколько масштабных проектов в виде форумов для пациентов. "Деловой Петербург" посчитал это достойным специальной номинации — "За экспертный подход и внедрение инноваций в реализацию нацпроекта "Демография". Узнали, как мотивировать команду на достижение высоких целей:
Стандарты и настройки, которые работали ещё вчера, сегодня могут не работать — это требует от топ-менеджеров больше креатива, поиска новых решений, а также постоянного саморазвития, считает генеральный директор официального представительства холдинга "Первый молочный" (ООО "Минский молочныйзавод№1") Ирина Новикова. Она стала обладательницей премии "За стратегический подход к развитию бизнес-партнёрства России и Беларуси". И поделилась в интервью "ДП", как управленцу перестроиться на работу в новых реалиях, чтобы постоянно повышать результативность бизнеса:
Не успеть — с учётом ускорения бизнес-процессов, деловых и личностных коммуникаций, а также стремительных изменений в принципе, — таким будет главный риск для компаний в 2025 году, утверждает руководитель MANGO OFFICE в Северо–Западном федеральном округе Алексей Горбунов. Выходом становятся инструменты, позволяющие грамотно распределить и использовать возможности человеческого ресурса и искусственного интеллекта. Обладатель премии "За вклад в повышение качества деловых коммуникаций и экосистем для бизнеса" также рассказал журналистам о главных трендах по направлению цифровизации:
Российские — это давно уже такие производства, которыми нужно гордиться, говорит генеральный директор "РОСТтерм" Иван Багаев. Компания вкладывает максимум усилий в продвижение идеи, что российский продукт — качественный. Предприятие стремится изменить саму парадигму потребления. И параллельно наращивает собственные мощности, за что удостоена награды "За развитие уникального производства на рынке инженерного оборудования России".
“
Наша компания ставит клиента в центр всех бизнес-процессов. Мы понимаем, что затраты на удержание существующих клиентов ниже, чем на привлечение новых, и приоритизируем построение долгосрочных отношений. В 2024 году мы для себя выбрали следующую основную стратегию: проводить работу с конечным потребителем и всеми доступными средствами показать и доказать ему, что произведённый в России продукт реально качественный. Чтобы мы гордились этим все вместе. Стратегия рассчитана на три-пять лет. Эту работу мы ведём с блогерами, с лидерами общественного мнения, СМИ: завод итак открыт для любого потребителя — политика открытых дверей является для компании мощным инструментом повышения доверия и прозрачности в отношениях с клиентами. Инфлюенсерам мы даём возможность посещать завод в любое время, чтобы они могли ознакомиться с продуктом, попасть в лабораторию, провести испытания. У большинства из них есть запрос сравнить трубу "РОСТерм" с продукцией других производителей. Осуществляя различные опыты, мы показываем конечному потребителю, что, в России, во-первых, очень сильно поменялась культура производства, во-вторых, очень сильно изменилось качество и, в-третьих, очень быстро растут компетенции, и в этом можно убедиться лично. Важный шаг, который мы сделали в 2024 году — это нарастили мощности по трубе из сшитого полиэтилена в 3 раза и стали крупнейшим производителем в России трубы PE-Xa для отопления и водоснабжения. Кроме того, завершено строительство нового цеха площадью 2,5 м2. Задача «развивать свои производственные компетенции» стала также одной из ключевых для нашей компании: мы начали выпуск новой для нас группы товаров — гибкой подводки в рамках программы импортозамещения. Открытость к новым рынкам остаётся также в фокусе нашего внимания.
Иван Багаев
генеральный директор "РОСТтерм"
На важность тренда на клиентоцентричность указала и директор по коммерции и маркетингу компании Caramel Catering Диана Акгаева — однако эксперт обратила внимание на то, что меняется сама суть данного подхода. Лидирующие позиции смогут занять те компании, которые смогут не просто дать клиенту продукт или услугу, соответствующие его ожиданиям, закрыть его текущую потребность, — а те, кто помогут ему выйти на новый уровень благодаря своему предложению. Как это осуществить на практике — узнаем из интервью:
"Сарафанное радио" — эффективный инструмент не только продаж и привлечения клиентов, но также новых сотрудников, заметил генеральный директор Savonry Евгений Казаринов. Кроме того, при построении сильного HR-бренда сегодня важно уделять внимание всем направлениям устойчивого развития. И производитель натуральной косметики с этим успешно справляется, поэтому "ДП" присудил руководителю награду "За эффективные решения для роста компании и развития социально ответственного бизнеса". Пользуясь случаем, журналисты выяснили, какие задачи станут основными для бизнеса в 2025 году, по мнению эксперта:
Сооснователь, генеральный директор клиники эстетической медицины DEGA Екатерина Агапова уверена: чем выше удовлетворённость сотрудников и клиентов, тем выше показатели собственного дела. И для решения этой задачи необходимо задействовать все доступные ресурсы, постоянно совершенствуясь. Ещё одно доказательство верно выбранной стратегии — премия "За качественно новый уровень сервиса и высокую экспертизу в сфере эстетической медицины". В интервью "ДП" Екатерина Агапова рассказала, как максимально эффективно управлять опытом взаимодействия с брендом:
Следует не конкурировать за кадры, а выстраивать конструктивный диалог в рамках одной отрасли — такой позиции придерживается сооснователь, исполнительный директор Группы компаний Sky Team Павел Мыльников. И именно с таким подходом связана награда: её топ-менеджер получил "За создание эффективных механизмов взаимодействия на рынке строительства и проектирования".
“
Дефицит кадров и борьба за кадры — это действительно серьёзная проблема, с которой мы столкнулись, как и многие компании. Способность привлекать и удерживать талантливых сотрудников зависит от способности компании адаптироваться к изменениям на рынке труда и активно работать над созданием привлекательной и поддерживающей рабочей среды. Сейчас очень важно создать уникальные возможности для развития, интересные проекты и задачи, а также комфортные условия труда. Регулярно поддерживать связь с сотрудниками: опросы и обратная связь помогут понять, что важно для сотрудников и какие проблемы могут возникнуть. Значение корпоративной культуры для эффективного развития компании значительно повысилось в последние годы. Если более двух лет назад компании делали упор на улучшение методик подбора персонала, то теперь на первый план выходит удержание, а оно тесно связано с корпоративной культурой. Так как современные сотрудники ценят не только материальные блага, но и комфортную атмосферу, возможность личностного и профессионального роста в компании. Мы со своей стороны делаем упор на баланс между конкурентными условиями труда и развитием сотрудников, помогая не только в повышении их квалификации, но и в создании чувства ценности и вовлечённости в общие цели компании.
Павел Мыльников
сооснователь, исполнительный директор Группы компаний Sky Team
Когда компания понимает, что работа не самое важное в жизни сотрудников, определяет их интересы — и даёт им возможности для личностного роста в том числе, за счёт внутрикорпоративных комьюнити, образовательных программ и так далее, это становится мощным инструментом удержания, говорит руководитель Центра исследований и разработки "Сбера" в Санкт-Петербурге Юлия Раковская. О том, что организация сама придерживается такого принципа говорит и награда "За успешную коллаборацию с вузами и реализацию образовательной повестки в сфере IT в СЗФО". В интервью обсудили более подробно, что ещё важно в работе с молодыми и талантливыми специалистами:
Сегодня корпоративная культура определяет не только внутреннюю атмосферу в компании, но и её конкурентоспособность на рынке, пояснила генеральный директор Garden Street Татьяна Данилова, получившая премию "За результативные бизнес-решения и создание полифункционального гастропространства". Чувство принадлежности, идентификация с ценностями бренда, высокий уровень мотивации — всё это настраивает команду на достижение целей вне зависимости от их масштаба. Какие инструменты помогают добиться нужной степени вовлечённости — в нашем видеоролике:
Когда нет проблемы дефицита кадров, это не значит, что отпадает задача по расширению возможностей для роста, выяснили журналисты в беседе с владельцем и президентом ФК "Тосно" Вячеславом Клевцовым. На базе клуба сейчас идёт развитие областной академии для повышения уровня спортивного воспитания подрастающего поколения. И это стало весомым основанием для награды "За вклад в развитие футбольной индустрии на северо-западе и новые перспективы молодого клуба". Поговорили с экспертом об эффективных способах отстройки от конкурентов:
Важно понимать, что при успешном, уверенном, доходном бизнесе, который нашёл и крепко занимает свою нишу, предпосылок для остановки развития быть не может — единственный острый вопрос это нехватка денег. Решается он за счёт поиска инвесторов, поделился опытом Иван Корнеев, учредитель и основатель группы компаний Korneev Group, член рабочей группы "Развитие предпринимательства" Штаба по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге под председательством губернатора.
“
В 2024 году мы столкнулись с невероятными условиями кредитования в банковской сфере. Так как наш бизнес активно кредитовался и развивался, в том числе за счёт не только накопленных собственных средств и инвестиций, но также за счёт банковского финансирования, то при текущих кредитных ставках наша рентабельность бизнеса больше не способна развиваться. В связи с этим основным вызовом для нас стал поиск надёжного и перспективного партнёра-инвестора, с которым наша группа компаний и её проекты смогут идти дальше и развиваться. Так как доходность наших проектов достаточно высокая, мы смогли найти и предложить крупному инвестору условия по вкладу лучше, чем депозиты при текущей ключевой ставке. В ближайшее время основной задачей для нас является запуск в 2025 году сети городских ресторанов "Коржов" в Москве. Мы уже сделали первые шаги. Также параллельно боролись с другими вызовами. В условиях дикой нехватки кадров как в сфере общепита, так и в сфере гостеприимства и торговли в целом, — самым эффективным проектом в работе с командой стало создание HR-блока в нашей группе компаний. Этот шаг привёл нас к уверенности в завтрашнем дне с точки зрения достатка кадров и их компетентности. По моему мнению, на сегодняшний день люди — это основной актив, и грамотное построение задач, доход сотрудников, условия и комфорт труда, являются приоритетом для нас в целом.
Иван Корнеев
учредитель и основатель группы компаний Korneev Group, член рабочей группы "Развитие предпринимательства" Штаба по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге под председательством губернатора
Чтобы общаться и с потенциальными сотрудниками, и с клиентами — сегодня бизнесу важно использовать омниканальность, убеждён основатель, генеральный директор компании AdAurum Олег Хриенко. К списку наиболее перспективных цифровых решений он также добавил автоматизацию процессов. Таково мнение обладателя награды "За сохранение лидерских позиций в сфере digital маркетинга и умение адаптироваться под запросы рынка". Как добиться максимальной вероятности конверсии, уточнили в ходе беседы:
Создание цифровых продуктов под нужды и специфику конкретной ниши и предприятия — ещё одна актуальная тенденция, на которую обратил внимание совладелец ГК "Прайд" Антон Шевченко. Совместно с братом он основал бизнес полного цикла услуг в сфере строительства и демонтажа объектов любой сложности. И учитывая особенности текущего момента, "ДП" учредил номинацию "За вклад в технологичную реновацию больших производств". А что позволяет бизнесу сегодня чувствовать себя уверенно на рынке и эффективно управлять рисками, Антон Шевченко рассказал в интервью:
Традиционно редакция стремится охватить вниманием максимальное количество сфер, не упустить ни одного значимого для региона проекта — если говорить о специальных номинациях. И в этом смысле список был бы неполным без награды "За решение социальных задач общества через популяризацию здорового и активного образа жизни". Её получил генеральный директор центра активного отдыха "Туутари Парк" Александр Вайткус..
Тему общественно значимых инициатив затронула и главный врач клиники "Сестрорецкая" Елена Энтина:
Сильная команда — необходимое условие достижения высоких бизнес–показателей уверен основатель Red Tower CrossFit Никита Малышев, получивший награду "За развитие бизнеса через инвестиции в повышение качества человеческого капитала". Однако другим направлениям необходимо уделять не меньшее внимание, уточняет собеседник "Делового Петербурга".
“
2024 год сделал первостепенными для бизнеса следующие пять задач. Привлечение и удержание клиентов (главная задача любого бизнеса) — мы работали через активное продвижение в контекстной рекламе и качественный сервис. Вторая — расширение предложения: помимо кроссфит тренировок добавили новые направления по функциональному фитнесу, спортивную реабилитацию и тренировки для всех возрастов. Третья — оптимизация: разгрузили менеджеров по продажам и администраторов через автоматизацию продаж в мобильном приложении. Четвёртая — цифровизация: проводим онлайн-тренировки, развиваем возможности мобильного приложения, более глубоко анализируем показателей бизнеса через CRM-системы. Пятая — формирование сообщества: работаем над сплочением команды клуба и наших клиентов через проведение регулярных спортивных и развлекательных мероприятий. Чтобы использовать особенности текущего момента для своего развития — адаптируйтесь к трендам. Учитывайте рост интереса к новому направлению вашей ниши, добавляя услуги и продукты. Используйте возможности цифровизации: развивайте онлайн-платформы, повышайте удобство мобильного приложения. Укрепляйте связь с клиентами через мероприятия, соцсети и уникальный клиентский опыт. Заводите новые партнёрства: сотрудничайте со смежными брендами, лидерами мнения и локальными бизнесами. Будьте гибкими: оптимизируйте расходы, автоматизируйте процессы.
Никита Малышев
основатель Red Tower CrossFit
Об особенностях запуска нового бренда в современных реалиях "ДП" рассказала директор по развитию Celitea Ксения Муратова. О том, что производитель косметики с момента основания делает ставку на самые эффективные маркетинговые инструменты, говорит уже тот факт, что компания выступила партнёром премии "Топ-100".
Как в короткие сроки завоевать положительную репутацию и добиться рекордных продаж, точно знает генеральный директор и совладелец ELEMENT Виталий Коробов. Компания всего три года на рынке, но уже занимает лидирующие позиции в своём сегменте, при этом запустила уже пять проектов. И это заслуживает особой номинации "За стремительную экспансию на рынке премиальной недвижимости двух столиц", уверена редакция "ДП".
А вот бренд Mama Roma существует на рынке уже 25 лет, пережив не один кризис, компания не закрыла ни один ресторан. Напротив — в сложные времена находила новые точки роста. При этом сохраняя верность концепции, благодаря чему получила особую награду "За вклад в развитие ресторанного бизнеса и популяризацию итальянской кухни и культуры в Петербурге". Каковы секреты адаптивного менеджмента, узнали из первых уст:
Однако продолжительная работа компании возможна лишь при сохранении высокой степени актуальности, чему в немалой степени способствует концепция непрерывного образования, уверена управляющий партнёр центра эстетической стоматологии и костной регенерации PerfectSmile Екатерина Пономарёва. Это также позволяет нетривиально взглянуть на происходящие процессы, увидеть новые направления для бизнеса. И, как одно из следствий, получить награду "За вклад в развитие системы здравоохранения Петербурга".
Впрочем, работа в направлении импортозамещения тоже может дать ощутимый результат в текущих условиях, заметили по этому вопросу в компании "Стеллмарт". Партнёр премии также поделился с "ДП", какие актуальные тренды бизнес может взять на заметку при масштабировании и поиске новых площадей: