Петербургские магазины одежды потянуло на сладкое

В Петербурге стали чаще открывать кафе в магазинах одежды
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Магазины fashion–ретейла открывают кафе и зоны отдыха для привлечения покупателей.

За прошедшие 2 года, ознаменовавшиеся уходом многих западных брендов с российского рынка, крупные сети магазинов одежды и обуви претерпели значительную трансформацию. Они не только ввели в ассортимент новые направления (например, детской, мужской и премиальной одежды), но также решили побаловать своих гостей напитками и десертами в кофейнях, которые открываются прямо в торговых точках.
Такие заведения уже работают у Lime, 2Mood в Москве и у Sela в нескольких регионах, в том числе в Петербурге.

Кофе и новое платье

Директор по развитию агентства коммерческой недвижимости KNRU Полина Фиофилова рассказала "ДП", что в начале 2025 года в Петербурге появится новый бренд — обувной магазин, созданный совместно с азиатскими партнёрами. В нём будет работать диджей, а также разместят небольшую кофейню.
"В этом году зафиксирован активный рост российского fashion–ретейла. Бренды меняют формат, открывают магазины большей площади, создают премиальные линейки. Появляются магазины небольших брендов одежды и обуви, которые раньше работали лишь онлайн. Уход западных марок дал активный толчок развитию собственного производства", — говорит эксперт.
Многие крупные ретейлеры планируют открытие новых магазинов уже вместе с кофейней. Например, Vigge café — первый опыт открытия кафе внутри магазина Sela для Melon Fashion Group. Первое Vigge café открылось в марте 2024 года в московском "Метрополисе". В октябре запустили второе в Петербурге в ТРЦ "Охта Молл". В ноябре — в хабаровском "Броско молле" и московском "Коламбусе".
В планах компании — открытия Vigge café в тех торговых центрах, где можно брать достаточные площади и где есть необходимая инфраструктура. В планах на следующий год — пять–шесть новых точек.
"Запуская этот проект, у нас не было цели выйти в нишу общепита. Было желание сделать шопинг для покупателей ещё более комфортным. Sela — семейный бренд, куда могут ходить родители с детьми. Например, мама может выбирать одежду, а папа и дети могут тут же в магазине выпить молочный коктейль или кофе, съесть десерт. То есть времени в магазине проводится больше", — отметили в пресс–службе Melon Fashion Group.
Ретейлеры сейчас уделяют особое внимание новым форматам и сервисам для покупателей.
"Ждём новых открытий магазинов с зоной кафе и от других fashion–ретейлеров. Подобные зоны в магазинах направлены на улучшение клиентского опыта и привлечение новой аудитории", — говорит директор департамента торговой недвижимости Nikoliers Ирина Царькова.

Работа на лояльность

Генеральный директор консалтинговой компании "Лаборатория трендов" Елена Пономарёва отмечает, что петербургский бизнес одним из первых интегрировал в ретейл дополнительные сервисы. Например, в городе давно появились книжные магазины с кофейнями. Достаточно много проектов с цветами и кофе. Также есть коллаборации сотовых операторов и кофеен.
"В fashion–сегменте свои брендовые кофейни пару лет назад стали открывать люксовые бренды, такие как Prada, Yves Saint Laurent и другие. Бренд может открывать кофейни самостоятельно, чтобы дать дополнительный опыт своей целевой аудитории. Но это может быть и партнёрский проект. Сейчас потребители всё чаще покупают одежду в интернете, так как на маркетплейсах выбор гораздо больше. Поэтому брендам нужно привлекать аудиторию в офлайн и создавать трафик. Ретейлеры привлекают тех клиентов, которые прошли бы мимо их магазина. Одежда и кондитерские изделия с кофе — это связка на уровне эмоций. И то и другое покупается для настроения. Женщина, выпившая кофе с чем–то сладким, становится менее критична в принятии решений. Кофейни притягивают к себе людей. Параллельно с этим посетители заходят в отдел с одеждой, хотя и не планировали ничего покупать", — объясняет Елена Пономарёва.
Сфера моды и гастрономии развивается не только в этом направлении. Ирина Царькова добавляет, что бренды одежды и гастрономические заведения объединяют усилия, создавая уникальные пространства для отдыха и общения. Помимо кафе внутри магазинов одежды можно отметить такие коллаборации, как летняя зона O’Stin в кофейнях ABC Coffee Roasters или десерт "Свитшот" от Monochrome и "Кофемании".
"Такой формат сотрудничества превращает кафе в стильные арт–пространства, где можно насладиться вкусной едой, а заодно окунуться в атмосферу творчества и моды", — добавляет эксперт.

Площади на вырост

Помимо кофеен fashion–ретейлеры Петербурга предоставляют и другие сервисы внутри своих магазинов. В Nikoliers отмечают, что SuperStep на Невском проспекте организовал в своём помещении пространство в стиле street–culture, где можно не только приобрести одежду и обувь, но также покататься на скейтборде, сыграть в стритбол, видеоигры на PS5, сделать кастомный дизайн на купленных кроссовках.
Салоны Henderson предоставляют услуги по подшиву, а в магазинах женской одежды Newly на Большом проспекте Петроградской стороны и на Невском проспекте посетители могут записаться на шопинг с личным стилистом.
За счёт увеличения торговых площадей в 2023–2024 годах российские ретейлеры смогли заместить ушедшие зарубежные марки. Освободившиеся площади отдали под новые коллекции, изменили зонирование и создали зоны для отдыха покупателей, в том числе кафе.
Melon Fashion Group реализовывала программу активной экспансии, открывая новые магазины площадью в среднем в 2 раза больше, чем в предыдущих форматах. Увеличенные флагманы вместили в себя новое оборудование и удобные проходы между рейлами, а также зоны расширенного ассортимента брендов, просторные примерочные и зоны отдыха. У Sela появились кабины для мам с маленькими детьми, парковка для колясок, детские зоны для творчества и игр.
Новые форматы магазинов одежды привлекают аудиторию и позволяют брендам (особенно новым) завоевать лояльность потребителя. При этом конкуренция на рынке, несмотря на уход западных брендов, продолжает расти.
По данным Nikoliers, по итогам трёх кварталов 2024 года сегмент fashion впервые стал лидером по количеству новых открытий в стрит–ретейле на ключевых торговых улицах Петербурга: 31 магазин (41%) представлен категорией "Одежда и обувь".
Активность отечественных дизайнеров не перестаёт быть высокой, они остаются лидерами по открытиям новых магазинов в городе.
Кроме того, в Петербург продолжают приходить и новые зарубежные бренды. Например, до июля 2025 года китайский ретейлер Happy Easy Anyway откроет первые магазины в городе. Также появится турецкий бренд Mai Collection.