Новые требования к каналам и страницам в соцсетях с аудиторией более 10 тыс. могут изменить рынок инфлюенс–рекламы.
Механизм регистрации владельцев каналов и страниц в соцсетях, имеющих более 10 тыс. подписчиков, работает на портале "Госуслуг" уже полтора месяца. Подать данные о себе обязаны владельцы каналов и страниц, размещённых во всех основных соцсетях и мессенджерах: Telegram, "ВКонтакте", "Одноклассники", Likee, TikTok, Twitter, YouTube, LiveJournal, "Пикабу", Pinterest, Rutube, "Дзен", Twich, Discord и Yappy.
Для регистрации нужно предоставить ФИО или данные юрлица, номер в ЕГРЮЛ, налоговый идентификатор (для иностранных лиц) и контактные данные. После проверки каналы и страницы будут включаться Роскомнадзором в специальный перечень.
С 1 января 2025 года в аккаунтах, не включённых в реестр, будет запрещено размещать рекламу. Также их контент нельзя будет репостить.
Повышение прозрачности
По данным Минцифры, только за первые 2 недели было подано более 20 тыс. заявлений о регистрации. По результатам их рассмотрения более 5 тыс. страниц включено Роскомнадзором в специальный перечень, около 2,5 тыс. заявок было отклонено. 19 ноября пресс–служба Роскомнадзора распространяла информацию о том, что получено уже почти 29 тыс. заявок на регистрацию. Из них зарегистрировали более 14 тыс. каналов и страниц. Ежедневно в РКН поступает свыше 1,5 тыс. заявок.
Между тем, по данным исследования агентства "Пиархаб" и проекта "Закупочная", 89% владельцев крупных telegram–каналов планируют подать информацию о своих блогах в Роскомнадзор. Так что следует ожидать, что поток заявок будет только увеличиваться.
"ДП" направил запросы в Роскомнадзор и Минцифры с просьбой предоставить статистику на середину декабря. Как уточнили в пресс-службе РКН, на 13 декабря владельцы каналов и страниц в соцсетях, которые имеют более 10 тыс. подписчиков, подали 70 тыс. заявлений о регистрации. Более 29 тыс. уже включены в список федерального агентства. При этом 17 тыс. заявителей получили отказ в регистрации.
Опрошенные "ДП" эксперты в области маркетинга относятся к нововведениям положительно.
“
"Верификация каналов защищает как владельцев, так и аудиторию, повышает безопасность взаимодействия с контентом и делает рынок рекламы более прозрачным. Благодаря этому рекламодатели смогут быть уверены в надёжности площадки, а владельцы каналов — в стабильности и легальности сотрудничества", — считает CEO маркетингового агентства "Точно" Алексей Кривошеин.
Старший юрист консультационного центра Ассоциации блогеров и агентств (АБА) Валерия Минина добавляет, что процедура проста — зарегистрировать канал можно самостоятельно, не привлекая юриста.
“
"Нововведения помогут инфлюенсерам защититься от фейковых страниц, а пользователям — от мошенников. У пользователя теперь есть простая возможность убедиться в верификации блога. Глобальных изменений, которые бы почувствовали сами инфлюенсеры, нет", — комментирует юрист.
Сложности неизбежны
Мнения экспертов о том, как скажутся изменения на рынке рекламы, разделились. По словам Алексея Кривошеина, введение реестра не окажет значительного влияния. Цены на рекламу останутся прежними, поскольку за регистрацию владельцам каналов платить не нужно.
Глобально для владельцев ничего не меняется, кроме возможности лучше структурировать работу с аудиторией и эффективнее использовать платформу не только для формирования сообщества, но и для монетизации. Аудитория, в свою очередь, будет больше доверять зарегистрированным каналам, что положительно скажется на их развитии, считает собеседник "ДП".
Доцент департамента маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрей Шаромов полагает, что трудностей не избежать.
“
"При введении столь массовых сервисов и регуляторных норм, которые вовлекают сотни тысяч пользователей, а документооборот может исчисляться миллионами единиц документов, сложности неизбежны. Даже такой привычный и замечательный по удобству суперапп, как “Госуслуги”, до сих пор даёт краткосрочные сбои", — рассуждает он.
Генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова добавляет, что сложности с подачей данных в Роскомнадзор могут привести к запрету рекламы на неаккредитованных каналах, что всё–таки спровоцирует рост цен.
Нормальная практика
Некоторые владельцы каналов и страниц столкнулись с отказами в регистрации. Как утверждают в Минцифры, большинство таких случаев связано с неправильным заполнением заявок.
Алексей Кривошеин считает, что это вызвано недостаточной информированностью. Чтобы снизить количество ошибок, стоит создать подробные инструкции, запустить образовательные кампании, внедрить автоматические проверки заявок и упростить коммуникации — например, создав горячую линию.
В консультационном центре АБА разработали памятку по регистрации, чтобы показать, как заполнять заявление, как размещать номера заявлений и уникальные ссылки.Кроме того, ответы на самые популярные вопросы размещены прямо на сайте Минцифры в виде презентации на 15 страницах.