В самое сердце: в промоиндустрии взяли курс на уникальность и адресность

Почему мерч становится всё более популярным среди представителей бизнеса и что именно сегодня востребовано российскими компаниями, "ДП" рассказал генеральный директор компании Oasis Юрий Слуцкий.

Чем обусловлен рост рынка брендированной продукции и о какой динамике год к году идёт речь?
— Согласно официальной информации, подготовленной АКАР, можно говорить о существенном росте в последние годы. Так, в 2023-м ёмкость рынка промоиндустрии составила 53 млрд рублей, прибавив 62% в сравнении с 2022-м годом. Причём динамика 2022-го по отношению к 2021-му составила всего 4%. Как в любой ситуации это связано с целым комплексом факторов.
Во-первых, рост рынка измеряется в рублях, и здесь нельзя не отметить инфляционную составляющую. Во-вторых, свою роль сыграл уход западных игроков, которые закупали брендированную продукцию глобально, сразу на весь мир, и поставляли на наш рынок уже готовую. Сейчас эти потоки вернулись внутренним подрядчикам.
Генеральный директор компании Oasis Юрий Слуцкий
Ещё один важный момент — разбалансировка рынка труда, вызванная демографическими проблемами, переездом людей в другие страны и регионы. На фоне повышенной конкуренции за персонал работодатели стараются удерживать своих сотрудников, в том числе за счёт нематериальной мотивации и мерча.
Зачем ещё мерч нужен бизнесу? Сколько предприниматели в среднем тратят на него?
— Начнём с того, что стандартный маркетинговый бюджет это порядка 2% от всего оборота. Но когда компания, например, занимается предоставлением услуг или изготовлением высокомаржинальной продукции, данный показатель может быть выше. Если считать по данным той же АКАР, то доля мерча во всех рекламных бюджетах компаний в России 7%. Довольно немало.
Если говорить о том, зачем это нужно, то наиболее очевидный ответ — для рекламы. Но, например, в отличие от "наружки" это более адресная история. То есть как бы вы ни старались с выбором места под растяжку, всё равно её будут видеть случайные прохожие. Предлагая же человеку брендированную продукцию, можно сделать акцент на конкретной аудитории или даже на отдельно взятом человеке.
Какие тренды на рынке промоиндустрии вы бы отметили?
— Их можно глобально поделить на две категории: тренды в печати и в месседже, в том, что ты хочешь донести до человека. Новый тренд — это всегда бунт против предыдущего, который проще всего охарактеризовать как 50 оттенков серого. В наши дни в России всё меньше наблюдается склонность к минимализму и универсальности, создатели брендированной продукции активно ищут необычные, но полезные вещицы, которые могли бы удивить пользователей. Тоже проявляется и в печати. В моде сочные яркие принты. А вот что касается логотипов, мы всегда советуем клиентам делать их неброскими, придерживаться так называемого тихого брендирования, особенно в одежде, ведь никто не хочет быть ходячей рекламой.
Ну и, конечно, очень важен посыл: он должен быть связан с характером деятельности компании и отражать конкретную пользу, которую может получить потенциальный потребитель её услуг.
Что позволяет сохранять лидерские позиции на рынке мерч-индустрии?
— Сейчас как никогда в бизнесе важна скорость принятия решений. Раньше можно было основательно подойти к вопросу, всё проанализировать, но сейчас на это нет времени, в один момент может измениться очень многое в экономике, геополитике и тогда придётся выстраивать новый план действий.
Не стоит думать, что ты достиг вершины успеха в своей деятельности. Нужно воспринимать самих себя как конкурентов и всё время думать, что ещё можно улучшить. Потому что всегда найдутся молодые и дерзкие компании, которые, если ничего не делать и никак не развиваться, обязательно попробуют потеснить признанных в своей категории лидеров.
Чего хотели бы пожелать в преддверии праздников нашим читателям?
— Это будет тяжелый год. Но хочется смотреть в будущее и считать, что это все поменяется. Наверное, главное пожелание всем представителям бизнеса — чтобы они не боролись с санкциями или проблемами платежей, не изобретали новые логистические цепочки, а занимались развитием собственного дела, с удовольствием и лёгкостью осуществляли свою предпринимательскую деятельность.