Президент РФ Владимир Путин в ходе прямой линии, совмещённой с пресс-конференцией, призвал выводить органы власти и штаб-квартиры крупных компаний из Москвы. Эксперты в целом с идеей согласны, но указывают, что к этому процессу могут оказаться не готовы регионы.
Владимир Путин признал, что процесс распределения органов власти по стране — сложный процесс, но зато "подталкивает развитие". Он пояснил, что переезд госкомпаний и госорганов из столицы "даёт толчок" российским городам" и "налоговая составляющая заработает поярче".
“
"Будем обязательно работать над тем, чтобы крупные компании и некоторые другие органы власти и управления перемещались в другие регионы России. Территория огромная, самая большая территория в мире", — сказал глава государства на совмещённой прямой линии и пресс-конференции.
При этом он оговорился, что и в этом процессе должен быть "предел".
"Президент и правительство должны быть рядом", — пояснил Владимир Путин.
Симметричность власти
Идея распределить органы власти и крупные государственные компании по стране высказывалась давно, эта идея не затихает, напомнил в разговоре с "Деловым Петербургом" кандидат психологических наук, доцент кафедры политической психологии факультета психологии СПбГУ Александр Конфисахор.
"Перевод любых крупных структур в регионы — это рабочие места, это заполнение доходной части бюджета, мы это знаем по приходу "Газпрома" в Петербург. Поэтому для регионов это очень полезно", — уверен эксперт.
Положительно оценивает идею и завкафедрой социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге, профессор, доктор политических наук Инна Ветренко.
"Россия — огромная страна, и 89 субъектов Федерации, которые имеют разную плотность населения, разную близость к федеральному центру, и поэтому складываются некоторые сложности в плане взаимодействия с исполнительными органами власти федерального уровня", — полагает Ветренко.
По её мнению, реализация идеи президента улучшит процесс коммуникации с регионами, рассредоточит центры принятия решения по России и, возможно, повлияет на плотность населения, особенно на Дальнем Востоке.
"Симметричность появится в местах нахождения органов власти", — резюмирует профессор.
Какие ведомства и компании уже переехали
В России уже есть опыт перевода федеральных структур в регионы. В 2012 году было создано министерство развития Дальнего Востока. Первые несколько лет оно находилось в Москве и только позднее политической волей президента было перенесено на Дальний Восток.
"Мне кажется, это правильно. Те, кто работают в министерстве, ощутили связь с людьми и с территорией и во многом эффективнее стали работать", — говорит Инна Ветренко.
В качестве примеров на президентской линии упомянуты начавшийся в 2012 году процесс перевода судебной власти в Петербург. По мнению президента, переезд судов в Северную столицу "отстёгивает как бы отдельную ветвь власти, судебную власть, от президентского офиса, от правительства, делает её даже географически более самостоятельной".
"И придаёт функции столичного города Петербургу", — добавил Путин.
Есть и обратный пример — в 2021 году штаб-квартира Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) завершила переезд в Петербург. На тот момент совет директоров корпорации возглавлял бывший губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко. Однако после перевода ОСК под управление команды из ВТБ подразделения головного офиса вновь вернули в московский бизнес-центр "Легион".
В ВТБ сочли такое расположение более логичным и удобным.
Кстати, "Деловой Петербург" ещё в 2012 году писал о том, как переезд судов может повлиять на развитие города. Почитайте, что говорили тогда эксперты.
Чиновники без дорог
Однако не менее важен вопрос, каким регионам нужен такой переезд и есть ли там для этого условия, отмечают собеседники "ДП". Ведь даже крупные города не всегда располагают необходимым уровнем инфраструктуры и даже разовый визит федеральных чиновников парализует движение по местным дорогам.
"Если говорить о переезде крупных госорганов, я не думаю, что для нашего города это будет хорошо. Потому что Петербург пока не сильно приспособлен для того, чтобы принять большое количество структур, большое количество машин, а любой госорган — это люди, это загрузка дорог и инфраструктуры. А вот если эти вопросы будут решены, то милости просим", — говорит Александр Конфисахор.
Ранее года губернатор Петербурга Александр Беглов на заседании городского правительства сетовал, что город в связи с переездом "Газпрома" расходует большие средства на строительство дорог для газовой компании и что расходы оказались в итоге выше доходов.