Алюминиевые амбиции Ленобласти: где и когда построят глинозёмный завод "Русала"

В Ленобласти до сих пор ищут место под глинозёмный завод
Автор фото: Сергей Николавев / архив "ДП"

В ближайшее время начнётся проектирование глинозёмного завода компании "Русал" в Ломоносовском районе Ленинградской области. Сейчас в рамках проекта идёт процесс изыскания земель под портовый терминал и дорожную инфраструктуру.

В 2022 году "Русал" учредил ООО "Ленинградский глинозёмный завод" (ЛГЗ) с уставным капиталом 201 млн рублей. А в 2023–м на Петербургском международном экономическом форуме правительство Ленобласти и АО "Русал Менеджмент" подписали соглашение о строительстве ЛГЗ. Объём инвестиций впечатляет — $4 млрд.
Первая очередь производительностью 2,4 млн тонн глинозёма в год должна быть запущена в 2028 году, аналогичная по мощности вторая — в 2032–м. Планируемое число новых рабочих мест — 7,5 тыс. Этот проект глава Минпромторга Антон Алиханов в июле отнёс к числу ключевых в российской цветной металлургии.
Как известно, алюминий выплавляется методом электролиза из глинозёма. Сырьём для его производства являются бокситы. А вот с запасами качественной бокситовой руды России не повезло. Есть Северо–Уральское месторождение в Свердловской области и Средне–Тиманское в Республике Коми. Но их особенностью является низкое качество бокситов и ограниченность запасов. Большинство же месторождений расположены в южных странах — Гвинее, Австралии, Вьетнаме, Бразилии и на Ямайке (на эти пять государств приходится 70% мировых запасов). Но ЛГЗ, судя по всему, будет закупать сырьё в Африке.
В 2022 году после начала СВО "Русал" лишился доступа к своему Николаевскому глинозёмному заводу — он был национализирован вместе с другими украинскими активами Олега Дерипаски. Австралия прекратила поставки глинозёма в Россию, Ирландия также ввела ограничения на поставки оксида алюминия с завода "Русала" в этой стране (он называется Aughinish и является крупнейшим в Европе). Поскольку на данные источники суммарно приходилось около 40% поставок в нашу страну, российскому алюминиевому гиганту пришлось искать альтернативы.

Восполнить потерянное

В нынешнем году "Русал" приобрёл 30% Hebei Wenfeng New Materials в китайской провинции Хэбэй, получив пропорциональную долю в производстве завода. Это позволяет российской компании претендовать на 1,4 млн тонн глинозёма в год, что сопоставимо с долей, которую "Русал" приобретает на открытом рынке. ЛГЗ, видимо, будет построен по образу и подобию Wenfeng: китайский завод начал работать совсем недавно, в 2022 году, и потому считается самым современным в мире.
"Скорее всего, проект ЛГЗ будут делать китайцы. Они сегодня лидеры мировой отрасли. У нас на данный момент компетенций такого уровня, увы, нет", — рассказывал недавно 47news.ru генеральный директор ЛГЗ Анатолий Голованов.
По его словам, основное технологическое оборудование и технические решения также будут из КНР, в том числе программное обеспечение, базы данных, контроллеры, системы автоматизации.
"Собственно, китайцы это всё и так сегодня делают для всего мира. К слову, я сначала не поверил, что у них на заводе 98% программного обеспечения собственной разработки", — отметил Анатолий Голованов.
Одна из особенностей будущего завода заключается в том, что забора воды из источников на поверхности (рек и озёр) не будет. Обеспечить предприятие водой предполагается из подземного месторождения. В рамках изысканий уже пробурено 12 скважин на глубину от 40 до 200 м. В экологических целях планируется реализовать систему замкнутого водооборота: основной объём воды забирается однократно, он не сбрасывается вовне, а "крутится" в производственном цикле. Добираются лишь сравнительно небольшие объёмы, восполняющие испарение.

Активисты не преуспели

Территория под строительство окончательно пока не выбрана. В октябре 2023 года правительство Ленобласти выделило ЛГЗ в аренду лесной участок площадью 10,3 км2 для изыскательских работ. А портовая инфраструктура для приёма бокситов, которые будут перерабатывать в глинозём, разместится по соседству с терминалами "Новая Гавань" и "Ультрамар" порта Усть–Луга. ЛГЗ получил там в аренду лесной участок площадью 228,3 га.
Судя по карте, расстояние от портового комплекса, который будет принимать бокситы, до ЛГЗ составляет 45–50 км. Сырьё будет поставляться по железной дороге. В этом, кстати, российский завод превзойдёт своего китайского "родителя": там бокситы из порта привозят грузовики.
Что касается площадки завода, то она разместится в 10–15 км от города Сосновый Бор, в 1 км от Лубенского озера. До радоновых родников и озёр в деревне Лопухинка — 8 км, до границы заказника "Гостилицкий" — 12 км, до деревни Воронино — 730 м, до деревни Глобицы — 3 км. Участок оказался почти вплотную примыкающим к территории перспективного заказника "Озеро Лубенское". Впрочем, от идеи создать там в 2025 году особо охраняемую природную территорию власти региона уже отказались.
Активисты Соснового Бора и экологи почти сразу выступили против идеи строительства завода. Были даже попытки организовать референдум. Власти, разумеется, эти стремления заблокировали.
По словам председателя Общественного совета южного берега Финского залива Олега Бодрова, экологическая ёмкость региона уже исчерпана, что подтверждается заключением комиссии Российской академии наук. Соседство крупного предприятия, подобного ЛГЗ, с сосновоборским ядерным кластером может окончательно разрушить хрупкую экосистему южного берега Финского залива.
"Предполагается, что отходами ЛГЗ будет так называемый красный шлам — это окислы азота, кремния, теллура, тяжёлых металлов. Его хранилище планируется разместить где–то поблизости от завода. В случае его работы в течение 50 лет будет образовано до 400 млн тонн этого шлама", — предупреждает эколог.
Способ хранения шлама будет ультрасухим, успокаивают в "Русале". То есть перед размещением его отжимают пресс–фильтрами, но сохраняют чуть более 20% влажности. Такой шлам не "течёт" и не "пылит", утверждают в компании. Летом "Русал" организовал поездку чиновников, экологов и общественников Ленобласти на завод Wenfeng. Там шламовое поле несколько напоминает марсианский пейзаж, но, по утверждению китайских специалистов, является безопасным.

Маржинальность снижается

Впрочем, основные риски проекта связаны не с экологией и не с активистами Соснового Бора. В конце ноября "Русал" заявил о решении оптимизировать мощности по выпуску алюминия, на первом этапе сократив их на 250 тыс. тонн в год, то есть на 6,5%. Причина — цены на глинозём, которые растут быстрее стоимости алюминия. Как следствие, маржинальность производства снижается.
Сейчас компания закупает более трети необходимого сырья на мировых рынках по биржевым ценам. "С начала 2024 года цены на глинозём выросли почти вдвое — до более чем $700 за тонну, демонстрируя рекордные темпы. Как следствие, стоимость глинозёма составляет свыше 50% в себестоимости алюминия против обычного уровня 30–35%", — говорится в заявлении "Русала".
Решение о сокращении производства, если оно будет реализовано, примечательно не столько само по себе, сколько тем, что ставит под вопрос проект ЛГЗ в его нынешнем амбициозном виде.
Аналитики "БКС Мир инвестиций" полагают, что "Русалу" может не хватить операционного денежного потока.
"Необходимы высокие дивиденды от “Норникеля”, что маловероятно, и/или привлечение нового долга. В противном случае инвестпрограмма может быть отложена", — утверждают в "БКС Мир инвестиций".
В самом "Русале" о корректировке планов в отношении ЛГЗ пока не сообщали.
Окончательного решения о строительстве глиноземного завода компании "Русал" в Ленинградской области еще не принято, заявил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко в ходе итоговой пресс-конференции 23 декабря .
На данный момент проходят изыскательские работы, специалисты смотрят влияние на воду, растительность и ландшафтную среду.
"Ситуацию не торопим, потому что мы прекрасно понимаем, что это — проект больших денег, при этом стратегически важный для страны", — сказал глава области.