В Усть-Луге запущена первая очередь терминала по перевалке всех видов минеральных удобрений PortFavor. Технологическая линия, предназначенная для наливных грузов, начала принимать автоцистерны с аммиаком. Прежде в России не было собственных портов для экспорта данного вида удобрений.
В 2021 году в России было произведено около 20 млн тонн аммиака, из них около 23% ушло на внешние рынки. В основном через балтийские порты Вентспилс в Латвии и Силламяэ в Эстонии, а также украинскую Одессу. Однако в 2022 году этот показатель сократился до 11%: балтийские порты закрылись для российских грузов из-за санкций. Аммиакопровод Тольятти — Одесса, которым пользовались для экспорта ПАО "Тольяттиазот" и АО "Минудобрения", был подорван в июне 2023 года близ села Масютовка в Харьковской области. В итоге экспортоориентированные российские производители вынуждены были сократить выпуск продукции. В 2023 году производство аммиака в России снизилось до 17,28 млн тонн.
Аммиак применяется в сельском хозяйстве, промышленности, медицине, научно-исследовательской деятельности. В качестве сырья для промышленного производства аммиака используют кокс, уголь, коксовый газ и природный газ. Среди значимых игроков российского рынка — ООО "Газпром Нефтехим Салават", ПАО "Акрон", ООО "Кинеф", ПАО "Дорогобуж" и АО "Щекиноазот".
В 2025 году терминал PortFavor планирует обеспечить экспорт 1 млн тонн аммиака. Суточная мощность терминала в настоящее время позволяет обрабатывать 2600 тонн, или 108 автоцистерн. С мая 2025 года начнётся приём грузов подобного рода железнодорожным транспортом, тогда суточная мощность увеличится в полтора раза. С 2026 года через Усть-Лугу можно будет переваливать до 1,5 млн тонн аммиака ежегодно. Это без малого половина объёма, который Россия экспортировала в 2021 году, подчеркнул на церемонии открытия Михаил Кузнецов, генеральный директор компании "Портовый альянс" (оператор проекта).
На фото: Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, гендиректор АО "Портовый Альянс" Михаил Кузнецов, директор терминала Port Favor Игорь Липинский.
По данным компании, в последние 2 года экспорт аммиака из России практически остановился, что привело к перебоям в работе производственных комбинатов. Начало перевалки в Усть-Луге открывает возможности для восстановления производственных мощностей и завершения инвестиционных проектов, направленных на увеличение объёмов производства аммиака — востребованного на мировом рынке вида удобрений.
Главный технолог терминала PortFavor Анатолий Загуменнов сделал особый акцент на экологической безопасности аммиачного терминала. По его словам, технология перевалки на нём представляет собой полностью закрытую линию, исключающую проливы жидкого аммиака и выбросы газа. Применение автоматической системы управления технологическими процессами позволяет контролировать давление, температуру, положение запорной и запорно-регулирующей арматуры и параметры работающего оборудования. Предусмотрена факельная система для осуществления безопасной процедуры избавления от избыточного давления и автоматическая система газоанализаторов.
Вместе с тем на территории PortFavor заканчивается строительство мощностей по перевалке сыпучих удобрений. Совокупная пропускная способность терминала составит 14 млн тонн. Его запуск запланирован на IV квартал 2025 года. На терминале будет использована транспортно-конвейерная система закрытого типа. Железнодорожный фронт, представленный 10 путями общей протяжённостью более 6,5 км, позволит принимать свыше 500 вагонов в сутки. Общая вместимость складов (8 купольных и 2 хребтовых) составит 510,7 тыс. тонн. На трёх причалах общей протяжённостью более 800 м и с рабочей глубиной 16 м смогут загружаться суда дедвейтом до 114 тыс. тонн. Терминал позволит единовременно хранить и отгружать 14 видов удобрений.
Михаил Кузнецов уточнил, что в конце 2025 года будет запущена линия по перевалке сухих минеральных удобрений, а в 2026 году достигнет проектной мощности — 14 млн тонн. По его словам, в 2019 году, когда на Петербургском международном экономическом форуме был подписан меморандум между генеральным директором концерна "Еврохим" Игорем Нечаевым, губернатором Ленобласти Александром Дрозденко и главой Минпромторга Денисом Мантуровым о создании терминала, планировалось реализовать проект по перевалке удобрений без аммиака, но после 2022 года экспорт аммиака через недружественные страны Евросоюза и Украину остановился, поэтому было решено удвоить мощности проекта.
"В 2019 году планировали переваливать 7 млн тонн, — напомнил Михаил Кузнецов. — Но в 2022 году, когда порты Прибалтики закрылись, все поняли, что пройдёт несколько лет, и мощностей по перевалке удобрений нашей стране будет катастрофически не хватать. Тогда мы пошли на дополнительные расходы и почти удвоили мощность будущего, строящегося сейчас, терминала. Сегодня наша страна восстановила ещё одну позицию на мировом рынке. Мы вернули экспорт аммиака в страну. Это событие как для нас, так и для всей страны".
На данный момент общая готовность проекта составляет около 70%. Объём инвестиций в его реализацию составит 80 млрд рублей. В настоящее время объём инвестиций уже достиг 56 млрд рублей.
Александр Дрозденко отметил во время церемонии, что терминал в Усть-Луге станет крупным логистическим хабом по экспорту удобрений на рынки Южной Америки, Азии и Африки. "В России появился свой портовый терминал по перевалке аммиака, — объявил он. — Это значит, что сегодня у российских компаний, кто производит аммиак, появилась уверенность в том, что мировые рынки, рынки дружественных стран, будут открыты для поставок аммиака. Это было очень важно, это был амбициозный проект, потому что закрылись портовые мощности недружественных стран, и все производители аммиака столкнулись с проблемой его реализации. И стоял вопрос: либо сворачивать производство, сокращать объёмы, либо найти вариант отгрузки".