Жёстче некуда: бизнес в России перешёл на модель выживания вместо развития

Ключевая ставка на уровне 21% помешает бизнесу в РФ расширяться и развиваться
Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Ключевая ставка не повышена. До февраля 2025–го она сохранится на уровне 21%. Но и нынешний её двузначный размер не только затрудняет инвестиции бизнеса, но и повышает риски роста сумм штрафов и пеней.

По данным ЦБ РФ, в Петербурге за 2024 год бизнес нарастил задолженность перед банками на 10%, в Ленобласти — на 23%. В минувшем году темпы составили 32 и 42% соответственно.
Снижение динамики почти в 2 раза, с одной стороны, подтверждает тезис, что кредиты стали чрезмерно дорогими и доступными не для каждого. С другой — спрос на инвестиции всё же сохраняется. И бизнес берёт деньги по любой цене, прибегая не только к прямому кредитованию.

Назло ставке

Дальнейший рост ключевой ставки или сохранение её на текущих уровнях длительный период времени может привести к увеличению долговой нагрузки бизнеса, поскольку в структуре заимствований будет расти доля кредитов, выданных по новым условиям. Бизнес достаточно успешно учится жонглировать различными финансовыми инструментами, применяя не только банковское кредитование.
"Замедление корпоративного кредитования в ноябре сопровождалось ростом заимствований на рынке облигаций. Спрос на заёмные средства остаётся высоким даже при высоких ставках", — отмечает старший аналитик УК "Первая" Наталья Ващелюк.
Косвенно эту мысль в интервью "Ведомостям" подтвердил зампредседателя правления Сбербанка Анатолий Попов. "Компаниям требуется больше оборотного капитала. Бизнес понимает, что ему надо пережить трудные времена. Очевидно, что значимую часть прибыли компании будут вынуждены потратить на обслуживание долга, но выбора нет, если они хотят сохранить бизнес", — заявил он.
По оценке Попова, сфера коммерческой недвижимости, и в первую очередь офисных и торгово–развлекательных центров, столкнётся с наибольшими сложностями. В то же время сохранится высокий спрос на кредитование со стороны гостиничного и складского сегментов коммерческой недвижимости.
"Безусловно, высокая ключевая ставка — значительная проблема для бизнеса. Мало какие компании на сегодня могут обеспечить рентабельность, покрывающую рыночные ставки кредитования, — рассуждает руководитель филиала аудиторско–консалтинговой группы “Юникон” в Петербурге Юрий Голик. — Объём инвестиций в развитие бизнеса в таких условиях будет сворачиваться, как минимум на среднесрочную перспективу". По мнению эксперта, это также касается и промышленного сектора, так как объём ресурсов, необходимых для капитального развития, в нём традиционно высок. В лучших условиях будут находиться только компании из отраслей, прямо поддерживаемых государством и со специальными возможностями по получению финансирования.

Подарок на Новый год

От минувшей пятницы финансисты ждали повышения ключевой ставки: все сигналы регулятора и рост инфляции говорили именно о неизбежности такого шага. Одновременно за последние пару–тройку недель заметно усилилась критика действий ЦБ РФ. Финалом стала ремарка президента РФ Владимира Путина на прямой линии 19 декабря. "Некоторые эксперты полагают, что Центральный банк мог бы эффективнее и раньше начать использовать определённые инструменты, не связанные с повышением ключевой ставки", — сказал глава государства.
Так или иначе бизнес, кажется, уже адаптировался и, ожидая повышения ставки, воспринял её неизменность как подарок на Новый год.
Руководитель департамента денежно–кредитной политики Банка России Андрей Ганган в интервью "ДП" в конце ноября заявлял, что при высоких ставках развитие экономики не останавливается, но, возможно, просто замедляется фактический спрос. По его словам, даже в текущей ситуации будут реализовываться проекты, которые обеспечивают наиболее высокую отдачу на капитал. И проекты, которые в меньшей степени полагаются на заёмные средства и больше — на собственный капитал.
"Таких компаний достаточно много. Мы проанализировали статистику в несколько сотен тысяч предприятий. Более трети себестоимости продукции в экономике РФ приходится на компании, которые вообще не имеют долговой нагрузки", — рассказал Ганган.
Текущее значение ключевой предлагает заёмщикам привлекать банковские кредиты под ставки от 24% годовых. При кредите 100 млн рублей (а это деньги, на которые можно создать небольшое производство) инвестор возвращает в банк за 10 лет 164 млн рублей процентов.
"Спорная экономическая выгода. И здесь предприниматели частично комбинируют и банковские деньги, и средства федерального или регионального Фонда развития промышленности. В целом получается более выгодная экономическая модель, — говорит заместитель председателя комитета по финансовым рынкам Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты Алексей Балашов. — Если финансовые службы у инвестора проактивные, то они успешно применяют и налоговые льготы, и компенсацию затрат, а управленческие кадры ищут пути оптимизации внутренних процессов производства".
Эксперт отмечает, что получение импортных комплектующих и оборудования усложнилось после очередного пакета санкций в конце ноября, куда попали активно работающие по ВЭД сразу 50 банков. "Но и здесь проблемы решатся быстро, есть много уже отлаженных агентских каналов на рынке, — резюмирует Балашов. — Мы все становимся немного злее к текущей ситуации, но именно это позволяет включаться активнее в решение вновь поступающих проблем".

Где ещё ключевая ставка сокращает прибыль

Высокая стоимость кредитов из–за ключевой ставки не единственная проблема бизнеса. С 1 января будущего года меняется принцип расчёта пеней по налоговым недоимкам. До марта 2022 года действовало такое правило: первые 30 дней размер пени считался как 1 / 300 ключевой ставки, позже — 1 / 150. Логика проста — побудить бизнес не кредитоваться за счёт государства. Весной 2022–го уровень пеней снизили (1 / 300 без привязки к периоду просроченных платежей).
В 2025 году расчёт изменится: в первый месяц 1 / 300 ключевой (на текущем уровне это 0,07% ежедневно от суммы долга), во второй и третий месяцы — 1 / 150 (0,14%), на четвёртый и последующие месяцы — опять 1 / 300. Для сравнения: с ключевой ставкой 21% за первый месяц пени составят 2,2% от суммы долга, тогда как в январе 2024–го при ключевой 16% это было бы 1,6%.
Такая математика позволяет налоговым органам активнее пополнять бюджеты — как федеральный, так и региональный. Петербург, например, за 11 месяцев 2024–го получил платежей по пеням почти в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, сумма превысила 8,9 млрд рублей.
Эксперты подсказывают, что ключевая ставка порой используется и как инструмент влияния на недобросовестных контрагентов. В договорах подряда или оказания услуг стороны привязывают расчёт неустойки именно к ключевой (хотя встречаются и фиксированные суммы или некая процентная часть от суммы контракта). И если договор был заключён в период ключевой 8%, а нарушение обязательств, например, произошло сейчас, то и размер компенсации вырастает практически в 3 раза.
Впрочем, юристы не считают, что бизнес массово начинает вносить изменения в договоры или пытается опротестовать эти условия в суде. Главное в текущих условиях — выживаемость бизнеса, чтобы суметь заплатить штрафы и пени и сохранить деятельность.
Безусловно, повышение ключевой ставки ЦБ может оказывать существенное влияние на налогоплательщиков, допустивших просрочку платежей в бюджет. Для тех, кто платит налоги в срок, размер ключевой сам по себе не увеличивает налоговое бремя. Нужно помнить, что компания может допустить ошибки в декларациях или расчётах. И если она самостоятельно обнаружила ошибку и доначислила налог, то перед подачей декларации необходимо оплатить как сам налог, так и сумму пеней. Только в таком случае возможно освобождение от штрафа. Кроме того, при выявлении налоговых нарушений, последствием которых стала недоплата в бюджет, на сумму недоимки начисляются пени. Зачастую период начисления составляет 1–3 года, что приводит к значительным суммам, которые организация должна дополнительно уплатить. Сумма пеней не снижается, в отличие от штрафа, который инспекция или суд могут снизить при наличии смягчающих обстоятельств. Увеличение ключевой ставки косвенно сказывается и на размере взыскиваемой в судебном порядке неустойки, предусмотренной договором. Если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, то суд вправе её уменьшить. На практике суды ориентируются на двукратный размер ключевой ставки. Следовательно, порог, до которого будут снижаться завышенные неустойки, будет повышен.
Мария Стригалёва
генеральный директор BLcons Group Audit Department
Высокая ключевая ставка — очень негативный момент. Современный фармбизнес и его развитие зависят от постоянных инвестиций в новые мощности и новые продукты. Обеспечение жизнедеятельности компании очень затратное из–за высочайших регуляторных требований к производству лекарств. И они только растут. Поэтому высокая ключевая на фоне большого кредитного портфеля под тренд импортозамещения, инвестиций в промышленные объекты и производство сегодня заставляет отдавать огромную часть прибыли для возмещения непомерно выросшего процента по кредитам. Это тормозит развитие и вывод на рынок новых продуктов. Бизнес при высокой ключевой ставке не может увеличивать объём производства товаров. Так что это, безусловно, вызов, который затронет все сферы экономики, и фармацевтика не исключение. В отличие от предыдущих кризисов, этот реально тормозит развитие бизнеса. В то время как сложившаяся ситуация с точки зрения кредитной политики, наоборот, должна способствовать максимальному росту инвестиций в основные средства и развитие производства. Тогда рост реальных доходов населения будет соответствовать увеличению объёма выпуска.
Георгий Побелянский
генеральный директор фармацевтической компании "Вертекс"
Цена борьбы с инфляцией за счёт повышения ставки становится слишком высокой для экономики, тем более что двузначная ставка уже стала в значительной мере проинфляционным фактором. Очевидно, проблему высокой инфляции в текущих условиях за счёт повышения ключевой не решить. И мы видим, что на фоне сверхжёсткой денежно–кредитной политики растут и инфляция, и инфляционные ожидания. Многие издержки производителей увеличиваются вне зависимости от состояния спроса, а ограничение спроса вместе с ростом стоимости кредита работают лишь на ухудшение положения бизнеса, особенно частного. Рост же объёмов кредитования — во многом отражение отчаянных попыток многих бизнесов выжить в этот непростой период, а также следствие эффекта перекредитования по более высоким ставкам.
Сергей Заверский
начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований
Во все контракты с участием государства включаются условия об ответственности поставщика или подрядчика. Размер определяется в том числе исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ. В других случаях всё зависит от условий договора. По общему правилу для взыскания процентов или неустоек по ст. 395 ГК РФ ("законная неустойка"), предусмотренных госконтрактами, применяется размер ключевой ставки, действующий на момент нарушения обязательства. Рост судебных споров скорее будет связан с тем, что нарушившей стороне попросту будет нечем платить штрафы. В то, что нарушителями будут превентивно заявляться требования о пересмотре условий договоров об ответственности и её размере, я особо не верю.
Дмитрий Урякин
руководитель практики сопровождения коммерческой деятельности Maxima Legal