Президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России, генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков — о ситуации на рынке мебели.
Завершается 2024 год. Какими будут его итоги для мебельной отрасли?
— В течение последних 2 лет отрасль достигла значительных результатов. В 2023 году производство выросло на 25% в стоимостном выражении, до 445,1 млрд рублей, и на 34% в натуральном выражении, до 67,3 млн единиц мебели, что стало рекордными значениями.
В этом же году ситуация складывается иначе. Первые два квартала мы по-прежнему демонстрировали уверенный рост на уровне 15–18%. Но начиная с III квартала происходит замедление темпов роста. В августе показатели практически сравнялись с аналогичными в предыдущем году, а в сентябре уже наблюдаем отрицательную динамику. Мы прогнозируем, что по итогам года производство в стоимостном выражении увеличится на 17%, до 520,1 млрд рублей, а в натуральном — более чем на 12%, до 75,5 млн единиц.
При этом Первая мебельная растёт быстрее рынка. Это стало возможным благодаря нескольким факторам. Во-первых, широкий ассортимент качественной готовой мебели и на заказ по конкурентоспособным ценам для каждого сегмента. Во-вторых, развитие разных каналов продаж, как в b2b, так и в b2c, повышение эффективности собственной дилерской сети, направления комплексной меблировки и мобильного канала продаж. Кроме того, нам важно сохранять доверие покупателей через постоянное совершенствование салонов, ассортимента и специальных предложений. И это даёт результат: по статистике "Яндекса", из всех обозреваемых компаний только у Первой мебельной положительный показатель роста брендовых запросов по Москве — плюс 25%, а по Петербургу — у нас лидерство в этом вопросе.
Александр Шестаков, генеральный директор Первой мебельной фабрики
Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России обращалась в правительство с предложением установить дополнительные пошлины на импортную мебель. Есть ли уже отклик на эту инициативу?
— Ассоциация активно работает с профильным департаментом Минпромторга, который отвечает за инициативы по пошлинам. Мы уже предоставили необходимые материалы, общение носит конструктивный рабочий характер. Надеемся, что наши предложения приведут к принятию соответствующих решений, которые будут способствовать защите отечественного мебельного рынка.
Ряд иностранных производителей и так покинули российский рынок. Зачем ограничивать конкуренцию ещё сильнее? К тому же увеличение пошлин будет означать рост цен…
— Сейчас на российском мебельном рынке сложилась неоднозначная ситуация. У многих крупных производителей мощности недозагружены. Внутренний рынок оказался переполнен: после введения санкций вся мебель, которая раньше поставлялась на экспорт, стала реализовываться здесь. При этом импорт только растёт: в 2023 году его объём составил около 110 млрд рублей, из которых 30 млрд пришлось на поставки из недружественных стран. По итогам 2024 года показатель составит уже 130 млрд рублей.
И российские мебельщики находятся в неравных конкурентных условиях с иностранными компаниями. Например, при поставках российской мебели на рынок Турции размер пошлин составляет 30–60%, для турецких производителей, экспортирующих мебель в Россию, — лишь 9–12%. Поэтому иностранные производители существенно усиливают позиции на нашем рынке. Введение пошлин позволит изменить ситуацию в пользу российских компаний.
Можно ли говорить об импортозамещении в отрасли?
— Уже много лет российская мебель по соотношению цена-качество является одной из лучших в мире. А отечественные мебельщики давно готовы обеспечить внутренний рынок на все 100% — и по ассортименту, и по ценовым категориям, и по вкусовым потребностям. Поэтому даже после ухода иностранных производителей российские покупатели в ассортиментном плане никаких потерь не ощутили.
Насколько сейчас мебельная отрасль зависит от импортных комплектующих?
— Фурнитура, ткани, лаки, краски, иные компоненты в основном привозятся из других стран, поэтому зависимость по некоторым позициям достигает 90% или даже 100%. Например, отечественные производители мебели ежегодно закупают металлическую фурнитуру на сумму более $1 млрд, хотя наладить производство большинства деталей можно внутри страны. Проблема в том, что инвесторов пугают высокие цены на металл и жёсткие квоты на его поставки.
Чтобы запустить производство фурнитуры, мебельщики готовы выступить единым заказчиком, но для развития этого направления импортозамещения необходима господдержка. Некоторые вещи, вроде пластмассовой фурнитуры и бумажной основы, стали производиться в России, но при этом по-прежнему большая часть комплектующих поступает к нам из Китая и Турции.
Первая мебельная фабрика ответственно относится к выбору поставщиков сырья. Для нас важнее всего качество продукции. Как один из лидеров мебельной отрасли мы взаимодействуем с крупными производителями и формируем ассортиментную матрицу с учётом потребительских предпочтений.
Что ещё позволяет Первой мебельной фабрике справляться с текущими вызовами?
— Во главе нашей стратегии стоят автоматизация всех процессов для повышения производительности персонала, оптимизации издержек для снижения себестоимости и омниканальность бизнеса. В прошлом году мы начали цифровизацию клиентского опыта и сейчас активно выстраиваем клиентоцентричную систему на всех этапах. Также намерены повысить вовлечённость персонала через изменение корпоративной культуры и внедрение предпринимательской системы мотивации.
В 2024 году фабрика значительно расширила портфель корпоративных заказов, заключив контракты с крупными государственными и коммерческими организациями. С учётом развития динамики продаж жилья с готовой мебелью мы укрепили партнёрство с группой "Самолет", реализуя более 1500 кухонь в Петербурге и Москве, и увеличили объёмы поставок продукции для меблировки квартир под ключ в рамках сотрудничества с "Петербургской недвижимостью". Мы участвовали в оснащении таких крупных проектов, как МИД РФ в Москве, "СКА Арена", "Лахта Центр", Морская академия. Заключены контракты с городскими больницами (1500 дверей в год), а также частной школой "Газпрома" на Крестовском острове. Фабрика поставила мебель для сервисных апарт-отелей Moskovsky Avenir и Ladozhsky Avenir от ГК "ПСК", оснастила базы отдыха для компании "Титан Мед", поставила двери для "Лентехстроя".
Для потребительского сектора формируем ускоренный ввод ассортимента и расширение коллекций, учитывая самые последние тенденции, качество и функциональность. Также развиваем дополнительные сервисы для клиентов. Нам важно, чтобы покупатель закрывал все свои потребности в любом ценовом сегменте и при любом запросе. Расширяем ассортимент столовых групп, мягкой мебели, включая разработку СТМ. Совершенствуем готовые решения — модульные кухни и шкафы, которые показали кратный рост в этом году.
Каковы ваши ожидания по рынку мебели в 2025 году?
— В следующем году мы ожидаем дальнейшее замедление роста. По нашим оценкам, рынок вырастет на 12–15% в денежном выражении. Но, несмотря на замедление темпов, этот показатель остаётся выше среднего. Однако стоит учитывать тот факт, что без установления защитных мер для нашего рынка есть риск дальнейшего сокращения темпов роста и выхода на "плато" уже в 2026 году. К тому же сейчас мы не видим предпосылок для быстрого восстановления нашего экспорта до прежних значений, что существенно помогло бы в развитии отрасли.