Громкие обещания и тихие результаты: когда изобретут вакцину от рака

Создание эффективной вакцины от рака спрогнозировали через несколько лет
Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Разработки противораковых терапевтических вакцин в РФ и за рубежом набирают обороты. Но, несмотря на громкие заявления, исследования всё ещё находятся на начальных этапах. Эксперты считают, что до появления препаратов с доказанной эффективностью может пройти ещё несколько лет.

Сразу несколько исследовательских институтов России в текущем году объявили о работе над вакцинами против рака. Так, НМИЦ радиологии совместно с Институтом молекулярной биологии имени Энгельгардта разрабатывают вакцину на основе непатогенных вирусов с онколитической активностью, которые вводятся пациенту. Создатели сообщают, что клинические исследования начнутся в 2024–2025 годах.

Прямо в цель

Наибольший интерес у научного сообщества вызывают разработки онкологических вакцин на основе матричной РНК (мРНК), которая также использовалась для создания профилактических вакцин от COVID–19. Главное отличие новой вакцины от "ковидной" в том, что она будет не профилактической, а терапевтической. То есть обычная вакцина предотвращает заболевание, а терапевтическая вводится в уже существующий очаг инфекции для борьбы с ней. Профилактическая вакцина стимулирует иммунную систему распознавать вирусы в будущем, а терапевтическая — активирует иммунную систему для уничтожения патологических клеток.
Однако сложность создания, невозможность масштабирования и вытекающая оттуда высокая стоимость приведут к тому, что в аптеках терапевтические вакцины продаваться не будут. По крайней мере первое время. Зато они будут в исследовательских центрах и фармкомпаниях. Эти учреждения как раз и занимаются разработками, благо активная фаза пандемии прошла, а мощности и научные наработки остались. Тем более ещё до ковида велись исследования по созданию терапевтических вакцин против злокачественных опухолей.
Принцип действия такой вакцины — активация иммунных клеток, что помогает организму распознавать и атаковать опухоль.
"мРНК–вакцины обладают огромным потенциалом благодаря гибкости, относительной дешевизне и лёгкости масштабирования, — отмечает Павел Румянцев, врач–онколог, доктор медицинских наук, главный онколог группы компаний „Мой медицинский центр“. — Технологии, накопленные в период пандемии, позволяют быстро разрабатывать такие препараты, адаптировать их под конкретные цели и модифицировать под новые антигены".
Вакцина против COVID–19 продемонстрировала потенциал этой технологии, однако пока неизвестно, окажется ли она столь же эффективной в борьбе с опухолями.
"Такие вакцины не могут быть массовыми и требуют индивидуального изготовления для каждого пациента, в зависимости от типа рака и его биологических особенностей", — подчёркивает сооснователь петербургской Высшей школы онкологии (ВШО) Илья Фоминцев.
Наибольшее внимание в России приковано к разработкам мРНК–вакцины против рака, проводимым НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи. Клинические исследования препарата с участием онкологических пациентов планируют начать к середине 2025 года.

А как у них

На Западе американская компания Moderna в партнёрстве с Merck работает над аналогичной мРНК–вакциной, обещая её доступность в 2025 году (об этом заявляли в декабре 2023 года). Немецкая BioNTech, сотрудничающая с Pfizer, в ноябре 2024 года объявила о планах вывести на рынок своё первое онкологическое лекарство в 2026 году. Эксперты, однако, рекомендуют относиться к подобным заявлениям с осторожностью.
"Западные компании часто делают такие заявления, когда получают хоть какие–то обнадёживающие результаты, — это влияет на акции и привлекает инвестиции, — комментирует Илья Фоминцев. — В российских государственных институтах также любят делать громкие заявления, но уже по политическим соображениям. Пока что зарегистрированных терапевтических вакцин для лечения рака нет. Более того, в ближайшее время их появление маловероятно. Клинические испытания таких вакцин как за рубежом, так и в России находятся на начальной стадии, и потребуется ещё около 2–3 лет, чтобы они получили признание. Возможно, такие вакцины займут нишу вспомогательных средств, дополняя другие виды лечения, но не заменяя их".
Павел Румянцев отмечает, что текущие вакцины от рака находятся лишь на начальных этапах исследований и ни одна из них пока не достигла третьей, финальной фазы клинических испытаний: "Большинство противораковых вакцин даже не проходит первую фазу тестирования, проверяющую безопасность препарата".
Эксперты предупреждают, что уже на первом этапе возможен провал, если вакцина окажется неэффективной или будет сопровождаться серьёзными побочными эффектами, из–за чего разработку могут прекратить.

На упреждение

Пока терапевтические вакцины находятся в разработке, пациентам доступны профилактические вакцины от рака. Их мало и действие их избирательно, более того, врачи оговариваются, что "вакцинами" они в строгом понимании этого слова не являются.
Например, терапию с использованием БЦЖ (бациллы Кальметта — Герена) при раке мочевого пузыря называют вакциной, хотя механизм действия другой. Изначально БЦЖ создавалась как профилактическая вакцина от туберкулёза, но позже выяснилось, что она эффективна и в форме иммунотерапии при лечении рака мочевого пузыря. БЦЖ вводят непосредственно в мочевой пузырь, вызывая реакцию иммунной системы: организм реагирует на введение БЦЖ как на инфекцию, активируя лимфоциты, которые уничтожают раковые клетки.
Эксперты указывают, что вакцина против вируса папилломы человека (ВПЧ) также имеет отношение к профилактике онкологических заболеваний, так как при её введении до начала половой жизни она практически сводит к нулю вероятность развития рака шейки матки.
"Вирус ВПЧ также повышает риск возникновения рака половых органов у мужчин и рака горла у обоих полов. Вакцина против ВПЧ предотвращает инфицирование вирусом и снижает риск этих видов рака слизистых у инфицированных",— поясняет Павел Румянцев.
Однако эксперты подчёркивают, что это профилактическая мера против вирусной инфекции, а не вакцина против рака в привычном смысле. Но её эффективность никем не оспаривается. Вакцинация против ВПЧ включена в национальные календари прививок более чем 125 стран, включая США, Канаду, Австралию, Великобританию. В России её включение в обязательный Национальный календарь профилактических прививок планируется в 2026 году.
В пресс–службе петербургского НМИЦ онкологии им. Петрова "ДП" сообщили, что разработали вакцину для лечения солидных опухолей (опухолей органов и тканей) — таких как саркома, меланома, опухоль почки и др. Вакцина использует дендритные клетки для активации иммунной системы и помогает распознавать и уничтожать опухоли. С момента начала использования в 2010 году её применили для лечения около 900 пациентов, и у 40% из них зафиксирован регресс или остановка роста опухоли.

Своими силами

Если вернуться от профилактики к лечению, то важно отметить препараты на основе иммунотерапии, которые активно применяются в онкологии. Они направлены на активацию иммунной системы, чтобы та узнавала и атаковала раковые клетки, устраняя механизмы, с помощью которых опухоль маскируется. Примером является лечение с ингибиторами контрольных точек, такими как Кейтруда (пембролизумаб) и Опдиво (ниволумаб), которые позволяют иммунным клеткам увидеть и атаковать раковые клетки. Стоимость такого лечения на Западе начинается от $150 тыс. в год.
Другой инновационный метод — CAR–T терапия (Chimeric Antigen Receptor T–cell), — также иногда называемый вакциной, хотя это некорректно.
"Это одна из самых многообещающих технологий в онкологии. CAR–T терапия представляет собой “умную” клеточную терапию, в которой обученные иммунные клетки возвращаются в организм пациента и целенаправленно атакуют опухолевые клетки", — объясняет Румянцев.
Первоначально CAR–T терапию использовали при опухолях кроветворной и лимфатической систем, но сейчас она расширяется на другие виды опухолей. Этот метод специфичен, малодоступен в России и очень дорог: стоимость курса лечения за рубежом начинается от $370 тыс.
Поднятие иммунитета от онкологических заболеваний сложнее, чем обычного противовирусного. Противовирусный иммунитет активируется в ответ на чужеродные патогены, такие как вирусы, которые иммунной системе легче распознать и уничтожить. В то время как иммунитет против рака сталкивается с трудностью: раковые клетки — это мутировавшие собственные клетки организма, которые иммунная система часто воспринимает как свои и не всегда эффективно распознаёт как угрозу.
Если говорить о профилактике, то поддержка обоих иммунитетов похожа, разве что к онкологическому добавляются определённые солнцезащитные.