Чаще всего по деловым визам в Россию приезжают граждане КНР. Но далеко не все из них едут действительно с бизнес-целями.
За первое полугодие 2024 года в Россию с деловыми целями въехали 298,6 тыс. иностранцев, следует из данных погранслужбы ФСБ РФ, опубликованных в единой системе государственной статистики.
Более половины прибывших бизнесменов (164,4 тыс. человек) — граждане Китая. Следом по числу визитов идут предприниматели из Узбекистана (13 тыс.), Казахстана (12,9 тыс.), Турции (8 тыс.) и Германии (7,3 тыс.).
Виза под шумок
В текущих условиях кажется логичным, что именно представители китайских компаний составляют костяк посещающих Россию бизнесменов. Но, скорее всего, статистика искажена, предупреждают эксперты. Дело в процедуре выезда граждан КНР за границу, замечает доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма Государственного университета управления Вадим Жуков.
До пандемии большая часть иностранцев приезжали в Россию именно из Китая — для граждан КНР в составе туристических групп действовал упрощённый въезд. С 2000 года между государствами работало безвизовое соглашение, в рамках которого границу соседней страны могли пересекать группы от пяти до 50 человек. В 2019 году 1,2 млн из 1,4 млн китайских туристов, посетивших Россию, совершили визит в составе группы. Но пандемия сломала эту систему.
В начале 2023 года Россия и Китай возобновили соглашение о безвизовых поездках, но случилась заминка на этапе согласования списков туроператоров (предполагается, что списки компаний, которые могут работать с путешественниками, нужно регулярно обновлять). Ситуация стала налаживаться лишь к концу туристического сезона.
“
"Пока идёт согласование новых условий безвизового режима, китайцы оформляют индивидуальные визы, чтобы попасть в Россию. Заявленная деловая цель поездки значительно облегчает процедуру. Отлаженный механизм получения деловых виз для китайских граждан востребован до сих пор", — объясняет Жуков.
Развитие экономических связей с Поднебесной позволяет российской экономике адаптироваться к санкциям. Этим и обоснована реально наблюдаемая значительная доля граждан КНР среди посещающих Россию бизнесменов, говорит исполнительный директор Союза агентств делового туризма Павел Васин.
“
"Замена продуктов, бытовых товаров, автомобилей и других вещей, пропавших с российского рынка в связи с санкционным давлением, обеспечивается именно Китаем", — поясняет эксперт. Сегодня ни Иран, ни Турция, ни какие-либо другие сравнительно дружественные экономики не могут предоставить российским потребителям такой широкий ассортимент товаров и услуг.
Укрепление связей петербургского бизнеса с китайскими контрагентами подтверждается данными о передвижениях между Петербургом и финансовыми центрами КНР. Пассажиропоток между городом на Неве и Шанхаем за 9 месяцев 2024 года вырос более чем в 2 раза относительно того же периода 2019 года, сообщили "ДП" в пресс-службе ООО "Воздушные ворота Северной столицы". Число пассажиров на рейсах между Петербургом и Пекином за тот же временной промежуток выросло на 14 %, Чэнду — на 93 %.
Расстояние — не проблема
В противовес этому стоит сказать, что в целом потоки деловых туристов между Россией и другими странами снизились. Помимо других известных причин это можно объяснить цифровизацией. В период эпидемии коронавируса бизнес "распробовал" дистанционное участие в различных форумах и другие механизмы удалённого взаимодействия с партнёрами.
Однако, замечает Вадим Жуков, после снятия ковидных ограничений проведение разнообразных мероприятий вживую быстро возобновилось.
А с середины 2023 года переход обратно в офлайн-формат стал ещё более заметным, причём не только внутри России, но и в целом в мире, добавляет Павел Васин. По его словам, информационные встречи сегодня в большей степени всё-таки оказались замещены онлайн-форматом. Но именно серьёзные переговоры, в ходе которых обсуждаются и принимаются ответственные решения, бизнес предпочитает проводить с глазу на глаз.