О том, как ИИ влияет на модную индустрию и какие возможности для молодых дизайнеров открывает проект "Петербургский дизайн", рассказал "ДП" креативный директор fashion-холдинга FABRIC FANCY Сергей Хромченков.
Сергей Николаевич, на ваш взгляд, что формирует хороший вкус в стиле одежды?
— Конечно, хороший вкус не меняется никогда, в него входят прежде всего адекватность ситуации, для которой вы выбираете образ, и гармоничность выбранного стиля в сочетании с вашей фигурой и самоидентификацией. Нельзя назвать что–то конкретное нормой в этом широком понятии, потому что всё рассматривается в контексте. Именно поэтому и сейчас это очень широкое, условное и расплывчатое понятие, в котором допускаются вещи, ранее, казалось бы, являвшиеся дурновкусием, но новые формы и контексты, развитие технологий и трансформация культуры в целом изменили наши взгляды на вещи, которые раньше, к примеру, были уделом разнорабочих или землекопов (джинсы, например). Современный casual позволяет многое, но хорошим вкусом является уместность и адекватность в конкретном моменте.
Согласны ли вы с тем, что сегодня нет чёткой разницы в стиле одежды между Петербургом и Москвой, а манера одеваться в большей степени зависит от массового производства и трендсеттеров в соцсетях?
— Разница, конечно, существует, просто она не столь заметна и уловима в основном профессионалами и адептами fashion–индустрии. Существуют культурологические цветовые предпочтения, различные у двух столиц, существуют цветосочетания, тоже достаточно отличимые. Тенденции всегда локальны в глобальном контексте, иными словами, крупные агломерации, к которым, безусловно, относятся Москва и Санкт–Петербург, живут одновременно и в глобальных, и в локальных трендах, которые могут отличаться друг от друга незначительно, но определённо. Мода по сути это тот же язык, а язык в Москве и Петербурге отличается даже в словах.
Сложно ли локальному дизайнеру продвигать авторский взгляд в постоянной конкуренции с массовым производством?
— Аудитория потребителей дизайнерской моды, конечно, пересекается с аудиторией потребителей массовой одежды, но при этом потребители авторской моды более осознанны, селективны и понимают отличие одного от другого. Поэтому я бы не стал называть это конкуренцией, поскольку это разные ниши. Тренды не меняются слишком часто, мода очень гармонична и постоянна в своём изменении, отражающем или опережающем существующую реальность. Для того чтобы найти свое место, дизайнеру следует найти авторский почерк, почувствовать и развивать ДНК бренда, безусловно учитывая существующие тенденции по мере сил.
С какими сложностями вы сталкивались в своей карьере? Как модная индустрия Петербурга изменилась за последние 20 лет?
— Сложности всегда носили не творческий, а хозяйственно–финансовый характер, поэтому как у дизайнера — креативного директора в творчестве у меня никогда не было сложностей. Бизнес–составляющая несколько раз заставляла запускать какие–то из проектов заново, но приобретаемый опыт делал такие перезапуски всё более эффективными. Модная индустрия изменилась в лучшую сторону, в моде стало больше молодых, в моде стало больше возможностей, а за последнее время российская аудитория стала воспринимать российских дизайнеров более лояльно и адекватно.
Что сегодня представляет собой профессиональное сообщество в сфере моды и дизайна одежды в Петербурге?
— Профессионально сообщество в fashion–индустрии состоит из различных агломераций, которые возникли по разным признакам, например по вузам или по проекту "Петербургский дизайн". Одно из таких сообществ, возможно наиболее широкое и доброжелательное, возникло благодаря Санкт–Петербургскому синдикату моды вокруг Санкт–Петербургской недели моды. В этом сообществе состоят не только дизайнеры, но и другие деятели моды благодаря деловой программе — дизайнерские вузы и колледжи, студенты, участвующие в волонтёрской программе, и, конечно, такие участники рынка, как модельные агентства, видео– и фотобюро, инфлюенсеры и блогеры. В этом плане Санкт–Петербургская Неделя моды — это нейтральная развивающая участников территория/мероприятие с 11–летней историей и репутацией качественного и стабильного проекта.
Нужно ли городу больше мероприятий — мне сложно судить, качественных мероприятий, конечно, мало не бывает, а вот недобросовестных и плохо отражающих суть моды мероприятий, пожалуй, не надо, они подрывают доверие аудитории и участников рынка к возможностям и успехам российского дизайна и осложняют в среднесрочной перспективе жизнь дизайнерам, которые в них участвуют, нанося удар по их репутации и, как следствие, по продажам.
Мода сейчас — это больше бизнес или искусство? Как сохранить баланс, если дизайнеру хочется делать моду интереснее и развиваться в ней?
— Мода — это всегда бизнес. Дизайнер и дизайн должны быть востребованы. У искусства нет целеполагания востребованности, оно просто впечатляет. Мода любит формы, заимствованные из искусства, чтобы, вызывая эмоции у аудитории, повышать продажи и развивать бренд. Понимание своей целевой аудитории помогает дизайнеру совместить форму подачи своих изделий с экономической целесообразностью.
Что, на ваш взгляд, определяет успешность дизайнера?
— Востребованность в рамках целевой аудитории, известность в широких кругах потребителей дизайнерской одежды.
Какие эстетические течения и произведения искусства сформировали вас как дизайнера? Какие бренды вы сами предпочитаете носить? Какие ценности заложены в бренде FABRIC FANCY?
— Я всегда люблю обращаться к первоисточникам, к философии, к эпохам, в которых смыслы были более концентрированными и строгими. Я предпочитаю носить одежду своего бренда, дополняя образ обувью и аксессуарами без особой приверженности к каким–либо маркам. Наш бренд определяет свобода человека, выраженная в индивидуальности, наши ценности — это комфорт, качество, натуральные материалы и смелость. Наша аудитория широка, мы делаем одежду, актуальную от 18 лет, без ограничения верхней границы. Определяет нашу аудиторию лишь внутренняя готовность к использованию неординарного дизайна в своём гардеробе.
Для неискушённого читателя: на что нужно обращать внимание на модном показе?
— Коллекция, которая смотрится как единый ансамбль, собранный во всём, включая аксессуары, обувь, музыку и образы моделей, отвечающая современным трендам и способная эмоционально очаровать зрителя, всегда будет успешной.
Хейтеры в соцсетях иронизировали над манерой одеваться гостей минувших модных показов как в Петербурге, так и в Москве. Как бы вы оценили уровень элегантности посетителей модных мероприятий в двух столицах?
— Я думаю, что всё определяет хороший вкус и финансовые возможности.
На прошедшей Неделе моды в Петербурге вы отметили важность появления ИИ в модной индустрии. Как ИИ повлиял на процесс разработки дизайна одежды? Какое будущее ждёт модные дома в контексте автоматизации процессов?
— Влияние ИИ непосредственно на процесс производства и конструирования одежды пока несущественно, но в будущем, скорее всего, эти функции ИИ тоже станут возможными. Сейчас ИИ делает более доступными к реализации идеи дизайнеров в части визуального представления коллекции, позволяет проиллюстрировать идеи с большей степенью детализации и относительно меньшими затратами. ИИ не умеет творить, поэтому функция модных домов и брендов, связанная с процессом творчества, в будущем будет превалировать над функциями, которые будут автоматизированы. И я думаю, что ИИ задаст новую планку и откроет новые возможности для истинно творящих людей.
Какое будущее у индустрии моды в Петербурге?
— Петербург с его уникальными культурными, историческими и архитектурными особенностями уже давно стал частью мирового fashion–процесса. Участие города в развитии индустрии благодаря проекту "Петербургский дизайн" даёт возможности дизайнерам и мотивирует новых дизайнеров создавать бренды и модные дома в нашем городе. Признанная в мире Санкт–Петербургская неделя моды, единственная в России 11 лет стабильно проходящая 2 раза в год, открывает для дизайнеров возможности продвижения и профессиональной среды. Сильные профильные вузы нашего города создают возможности для потенциальных участников fashion–индустрии. А главное, наш город, безусловно, создаёт благоприятную ауру для творчества и развития моды, показывая пример стиля и красоты каждый день, в каждом архитектурном творении.