Развитие ИИ приведёт к революции на рынке туристических онлайн-сервисов в России

Автор фото: vostock-photo

Искусственный интеллект меняет рынок treveltech.

Объём мирового рынка traveltech достигнет к 2027 году $13 млн, прогнозируют в Business Research Insights. В России эта ниша почти не изучена, несмотря на большое количество крупных игроков и известных IT-решений.
Из больших инвестпроектов 2024 года можно отметить запуск МТС Travel Accelerator в центре инноваций и инвестиций MTS StartUp Hub. Компания готова вложить в traveltech-стартапы до 500 млн рублей. В 2022 году с сентября по октябрь стартовало девять программ запуска и развития бизнеса в таких форматах, как акселераторы, хакатоны и интенсивы.
Больше всего инвестиций на рынке технологий для travel тогда смог привлечь сервис Aviasales — $43 млн. Далее в порядке убывания следовали Level.Travel (446,6 млн рублей), YouTravel.Me ($1 млн), Fish.Travel (13 млн рублей) и WeGoTrip ($120 тыс.).
Деловой сегмент traveltech можно поделить на организацию поездок и подготовку документов и отчётности. В первом случае главными игроками являются 17 крупных компаний. Представителей второго направления не так много: "Контур Тревел", Ivisa и Directum.

Виртуальный советник

Онлайн-сервисы значительно упрощают поиск и бронирование жилья, билетов и экскурсий, а также коммуникацию клиента с поставщиком туристических услуг, отмечает IoT-архитектор Softline Digital Александр Абакумов. Популярность набирают мобильные путеводители и тематические приложения, которые предоставляют актуальную информацию о местах, маршрутах, достопримечательностях.
Одно из самых интересных направлений — технологии искусственного интеллекта (ИИ). Их используют как инструмент персонализации рекомендаций в отношении сервиса для клиента. Системы автоматизации процессов позволяют туроператорам легко управлять бронированием, транспортными услугами, улучшать уровень сервиса для клиентов и повышать собственную конкурентоспособность.
ИИ полезен и в обслуживании клиентов через виртуальных ассистентов, отмечает генеральный директор "Ланит-Терком" Вадим Сабашный. Чат-боты могут помогать с бронированием отелей, давать рекомендации по посещению музеев, заведений и других локаций. Также востребованы технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR).
"Они позволяют пользователям смотреть экскурсии перед тем, как выбрать направление для поездки. AR используется для создания интерактивных туристических гидов, которые накладывают информацию на реальные объекты через смартфоны или специальные очки", — поясняет Сабашный.

Умные залы

Разработки VR и AR можно использовать для осмотра конференц-залов и отелей, организации и проведения встреч.
"ИИ даст возможность охватить большее количество информационных источников, что позволит небольшим провайдерам услуг обратить на себя внимание и будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса", — подытоживает эксперт.
Александр Абакумов напоминает о важности качества технического оснащения объектов, которые посещают в поездке деловые туристы. Например, актуально использование умных конференц-залов.
Применение современных технологий для управления освещением, звуком и видео позволяет создавать комфортные условия для всех участников и повышать общую эффективность мероприяти­я.