В Петербурге вырос спрос на пластическую хирургию за счёт приезжих из регионов

Развитие медицинского туризма в России будет зависеть от инвестиций в регионах.

Россия, вне всяких сомнений, обладает огромным потенциалом для развития медицинского туризма. Однако, чтобы в полной мере реализовать возможности в будущем, необходимо предпринимать решительные действия уже сейчас.

Собственная гордость

Одним из обязательных условий для привлечения медицинских туристов является повышенное внимание к местной специфике. Делать акцент стоит именно на сильных сторонах того или иного региона.
В пресс-службе Агентства медицинского туризма отмечают, что Петербург и Москва традиционно лидируют в оказании высокотехнологичных медицинских услуг, таких как ведение больных с онкологией, лечение сердечно-сосудистых заболеваний, а также сложные хирургические вмешательства. Краснодарский край и Ставрополье традиционно развивают санаторно-курортные услуги и реабилитацию. Татарстан и Башкортостан выделяются своими стоматологическими и офтальмологическими клиниками.
При этом генеральный директор Ассоциации частных клиник Александр Солонин считает, что все эти регионы нуждаются в значительных инвестициях и маркетинговой поддержке, чтобы стать по-настоящему успешными центрами медицинского туризма.
Пока что развитие медицинской инфраструктуры эксперт видит преимущественно в городах-миллионниках. Москва и Петербург выделяются большим потоком платёжеспособных пациентов. В Екатеринбурге рост числа клиник обусловлен потребностью в более высоком качестве медицинской помощи. Новосибирск создаёт условия для развития высокотехнологичных направлений медицины. В Краснодаре благоприятный климат, что делает его привлекательным местом для отдыха, оздоровления и реабилитации. Казань является одним из наиболее динамично развивающихся городов России.

Подсмотрели у соседей

Также Солонин подчёркивает, что развитие в некоторых регионах происходит и за счёт импорта современных технологий из Японии и Южной Кореи. Этим, в частности, занимается Владивосток, который уже показывает высокое качество медицинских услуг в области репродуктивной медицины, пластической хирургии и стоматологии.
В пресс-службе Агентства медицинского туризма подтверждают, что опыт Южной Кореи, Турции и Израиля может быть полезен для России. Эти страны активно развивают медицинский туризм за счёт комбинации высокого качества медицинских услуг и эффективного маркетинга. Южная Корея добилась успеха благодаря государственным программам, направленным на привлечение иностранных пациентов. Турция известна конкурентоспособными ценами и широкой сетью частных клиник. Израиль, в свою очередь, предлагает уникальные медицинские технологии и реабилитационные услуги.
"Для России важно не только развивать инфраструктуру, но и предлагать пациентам уникальные конкурентные преимущества, такие как современные технологии, комплексный подход к лечению и реабилитации, а также доступность медицинских услуг. Важно также развивать медицинский туризм на уровне государства, активно продвигая услуги на международных рынках и создавая комфортные условия для иностранных пациентов", — отмечают в агентстве.

План — всему голова

Конкретно для Петербурга одним из направлений, которые востребованы уже сейчас и могут обеспечить устойчивое развитие в будущем, является пластическая хирургия. Главный врач и пластический хирург "Олимп Клиник" Денис Агапов говорит, что сейчас около 60% их пациентов — приезжие из регионов. Чаще всего в клинику обращаются за сложными видами ринопластики и серьёзными операциями по омоложению.
А вот процент въездного туризма пока невелик — 2-3%. Агапов отмечает, что сейчас важно увеличивать присутствие иностранных пациентов в российской медицине. Поэтому "Олимп Клиник" старается переориентироваться на приезжающих из ОАЭ.
О том, что значительно больше иностранцев могли бы отправляться на лечение в Петербург, говорит и руководительница онкослужбы Lahta Clinic Светлана Волкова. Основной проблемой она считает расплывчатость предварительного расчёта как стоимости лечения, так и необходимого для него времени. В результате бывают случаи, когда уже после всех процедур пациент понимает, что не может себе позволить пройти полный процесс реабилитации в этом же медицинском учреждении.
Чтобы привлечь и удержать пациентов из других стран, нужно предложить им как можно более широкий выбор. Руководитель Ассоциации агентств медицинского туризма и национального портала медицинского туризма Russian Hospitals Алла Резина считает, что помочь могла бы программа, по которой агентства медицинского туризма получали бы выплаты от всех клиник, куда они направляют пациентов.
"Тогда государственные клиники смогут подключить этот канал получения пациентов. Сейчас они не потянут оплату из-за низкой маржинальности. Они не способны выплачивать агентствам так, чтобы коммерчески заинтересовать их", — объясняет Резина.