Чтобы не расслаблялись: внеплановых проверок бизнеса в России станет больше

Бизнес в России столкнётся с увеличением числа внеплановых проверок в 2025 году
Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"

Правительство РФ расширило список оснований для проведения внеплановых проверок бизнеса. Мораторий на плановые проверки при этом продолжит действовать до 2030 года.

В последних числах декабря 2024 года премьер–министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства РФ № 1955. Документ вносит изменения сразу в несколько актов, касающихся регулирования проведения проверок бизнеса. Это дало повод некоторым экспертам предполагать, что речь идёт об отмене моратория на проверки, который длится уже пятый год.
Однако юристы утверждают, что опасаться этого не стоит: мораторий на плановые проверки сохраняется. А вот внеплановых (как и разного рода "профилактических визитов") в наступившему году может стать значительно больше.

Расширенный список

Мораторий на плановые проверки был введён ещё в апреле 2020 года и первоначально рассматривался как мера поддержки бизнеса в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции. Затем для его продления находились всё новые и новые поводы, которые сопровождались соответствующими нормативно–правовыми актами.
Самый свежий из действующих на текущий момент документов — постановление правительства РФ № 372 от 10 марта 2023 года, которое предусматривает возможность проведения плановых проверок до 2030 года только в отношении некоторых объектов, связанных с высоким риском. Параллельно с этим действовал и ограниченный мораторий на внеплановые проверки — проводить их можно было только по согласованию с прокуратурой, за исключением ряда ситуаций, предусмотренных законом.
Как обращает внимание управляющий партнёр юридической компании "ЦПО групп" Анна Коняева, постановление правительства №1955 не содержит указания на прекращение моратория на плановые проверки. "Основная цель — конкретизировать существующие нормативные акты. Оно не вступает в противоречие с иными нормативными актами, а лишь уточняет и актуализирует их содержание", — добавляет эксперт.
В конце декабря также были внесены изменения в федеральный закон о государственном и муниципальном контроле.
"В этот закон перенесли ряд оснований для “контактных” внеплановых контрольно–надзорных мероприятий, в том числе проверок, из правительственного перечня, действовавшего до конца 2024–го в приоритетном порядке", — поясняет председатель коллегии адвокатов "Власова и партнёры" Ольга Власова.
Речь идёт, в частности, о таких поводах: компания не уведомила профильный орган о начале деятельности, хотя была обязана это сделать; работники заявили о массовых случаях (например, в отношении более 10 человек) полной или частичной невыплаты зарплаты свыше одного месяца; граждане обратились за защитой жилищных прав.
Установили в законе и новые основания. Среди них — уклонение от обязательного профилактического визита и ведение деятельности без подачи в систему "Честный знак" сведений для регистрации в ней (если их нужно было туда направить).
"Поскольку правительство не продлило действие своего перечня, то с 1 января 2025 года инспекторы должны применять основания из закона. Именно с этим и связано принятие правительством РФ 28 декабря 2024 года постановления №1955, которое вносит необходимые изменения в некоторые ранее принятые нормативные акты", — говорит Ольга Власова.
Автор: freepik.com

Прокуратура не нужна

Мораторий на плановые проверки при этом продолжает действовать.
"Поскольку большую часть проверок всё так же нельзя включать в графики контрольных мероприятий, то и проводить их в 2025 году нельзя, — говорит руководитель практики интеллектуальной собственности, IT и защиты информации Savina Legal Артём Евсеев. — Исключения составляли проверки объектов чрезвычайно высокого и высокого риска, опасных производственных объектов II класса, гидротехнических сооружений II класса, а также объектов в сфере связи и образования".
Что касается внеплановых проверок, то теперь любой надзорный орган при наличии оснований вправе инициировать их самостоятельно, без предварительного согласования с прокуратурой.
Внеплановые проверки могут быть инициированы, если у контролирующего органа есть сведения о причинении вреда или угрозе его причинения. Такие данные поступают, например, через жалобы граждан или в результате мониторинга деятельности бизнеса.
Примечательно, что современные технологии позволяют выявлять нарушения без непосредственного взаимодействия с компанией. Например, Роскомнадзор проводит постоянный мониторинг интернет–ресурсов и часто фиксирует нарушения законодательства о персональных данных. Если раньше такие нарушения требовали согласования с прокуратурой для начала проверки, то сейчас они могут стать достаточным основанием для её инициирования.

Непростой визит

Как рассказал "ДП" уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт–Петербурге Валерий Калугин, сейчас изменился сам подход к осуществлению проверочных мероприятий контрольно–надзорными органами.
"Там, где предприниматель добросовестно соблюдает требования законодательства, проверки проводиться не будут. В случае грубых нарушений сработают “индикаторы риска” и, соответственно, пройдут проверочные мероприятия", — отметил Калугин.
Приходить в организации будут в связи с невыплатой зарплат, утечкой персональных данных, продажей табака и алкоголя несовершеннолетним, в отношении управляющих компаний поводом для проверки может стать жалоба граждан.
При этом помимо плановых и внеплановых проверок существует такая мера, как профилактические визиты. Они могут быть обязательными, по решению контрольного органа, однако в ходе их проведения обещают не штрафовать, а лишь предупреждать о замеченных нарушениях.
Валерий Калугин уверен, что рост числа проверок не будет означать автоматического увеличения административной нагрузки на бизнес. Риск–ориентированный подход отражает мировую практику организации проверок бизнеса. Предприниматели могут сначала столкнуться с профилактическим визитом, по итогам которого может быть предложено добровольно устранить выявленные нарушения. И только после этого будет назначена полноценная проверка деятельности. Малый и средний бизнес, социальные НКО, госпредприятия могут проводить такие визиты по своей инициативе.

Покупатель — лучший контролёр

Стоит заметить, что именно для малого бизнеса мораторий на проверки оказался одной из наиболее действенных видов поддержки. С другой стороны — этим оказались довольны далеко не все потребители. Не раз звучали мнения, что отсутствие проверок негативно сказалось на качестве оказываемых услуг. Особенно много опасений высказывалось по поводу заведений общественного питания.
"В целом за время моратория сколько–нибудь значимого увеличения числа нарушений не зафиксировано. Другое дело, что предприниматели могли “расслабиться” и допустить в своей деятельности определённые нарушения. Например, ослабить контроль при выборе контрагентов. Поскольку проверки могут коснуться предыдущих 3 лет, то риски выявления разного рода нарушений существуют", — считает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, директор Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрий Завьялов.
Эксперты называют нынешний этап переходом к "модели предвосхищения", которая позволяет исключить риски. В сферах, связанных с жизнью и здоровьем людей, проверки необходимы, и в этом случае достаточное их количество даже позитивно скажется на работе бизнеса, уверен заведующий кафедрой экономики Президентской академии в Санкт–Петербурге Олег Мисько.
"Ослабление же надзора во многих областях может приводить к снижению качества продукции. Например, сейчас многие производители стали уменьшать размер упаковки товара, при этом не понижая цены. На мой взгляд, подобные вещи нуждаются в контроле. Его наличие приводит к более ответственному исполнению бизнесом правил, которыми без этого фактора хочется пренебречь", — прокомментировал он.
В предпринимательском сообществе многократно обращали внимание на то, что самый строгий контролёр — это потребитель. Когда качество товара падает, он уходит к конкурентам, а предприниматель теряет деньги. Поэтому соблюдать многие нормы, особенно в сферах торговли, услуг, ресторанном бизнесе и т. д., предпринимателям даже выгоднее.
По сути постановление правительства №1955 отсылает к федеральному закону о государственном и муниципальном контроле (№248 от 31 июля 2020 года), в который в конце прошлого года были внесены изменения. И эти новеллы, полагаю, должны облегчить жизнь бизнесу. Теперь компания, где проходит обязательный профилактический визит какого–либо контролирующего органа, может уже во время этого мероприятия устранить нарушения, обнаруженные инспекторами на предприятии. Взамен же бизнесу не будет выдано предписание об устранении нарушений. А этот документ имеет для юрлиц значимые последствия. Если предприятие в установленный срок не исправит недостатки, то ему грозят различные санкции — от штрафов до приостановки деятельности компании на срок до 90 суток. Представьте себе, что популярный ресторан Петербурга закроют на весь высокий сезон. Понятно, что такое действие может не только привести к убыткам бизнеса, но и даже поставить его на грань банкротства или закрытия. Следует отметить, что ограничение деятельности компаний, за исключением некоторых случаев, применяется только судом по заявлению контролирующих органов.
Екатерина Григоренко
руководитель практики страхового и административного права юридической компании "ССП–Консалт"
Внеплановые проверки как проводились, так и будут проводиться. Закон даёт конкретику о том, кого и как часто могут проверять. Но я думаю, что теория будет отличаться от практики. Мы многократно говорили, что основная масса визитов к бизнесу приходилась не на проверки, на которые действовал мораторий, а на проверочные мероприятия — на них мера не распространялась. Эти мероприятия могут проводиться в связи с жалобами. В ряде случаев они имеют смысл, например когда речь идёт о жизни и здоровье граждан, о продаже продуктов питания. Другое же дело, когда организации могут получить претензии в том числе за мусор или недокрашенный забор на территории, неубранный снег. И такие мероприятия могут происходить хоть каждую неделю.
Янина Тихонова–Гришина
председатель РОО "Содействие малому бизнесу"
Применение рискориентированного подхода при определении частоты проверок, категорий проверяемых лиц может (при должном применении) снизить общую нагрузку на бизнес. Особенно для тех категорий, которые при данном подходе будут рассматриваться как низкорисковые. В аудиторской сфере данный подход применяется уже достаточно давно и рассматривается как действенный метод снизить общую трудоёмкость проверок как для проверяющих, так и для проверяемых, при этом сохранив общую эффективность.
Юрий Голик
руководитель филиала аудиторско–консалтинговой группы "Юникон" в Петербурге