До 50 тысяч: какие компенсации смогут получить застрявшие в Пулково пассажиры

Юрист оценил вероятность получения денег за сорванные рейсы в Пулково
Автор фото: Пресс-служба ООО "ВВСС"
Самолёт на взлётно-посадочной полосе в петербургском аэропорту Пулково.
На фоне массовой отмены и задержки рейсов в аэропорту Пулково, вызванных неблагоприятными погодными условиями, сотни жителей Петербурга потеряли не только время, но и деньги. При этом многие из тех, кто опоздал на обычные и транзитные самолёты, заранее оплатили туры в другие страны и проживание в заграничных отелях.
В беседе с "Деловым Петербургом" юрист по делам о защите прав потребителей Дмитрий Макаров обратил внимание, что один из самых сложных вопросов, с которым могут столкнуться пассажиры при попытке отсудить компенсацию — определение того, насколько тяжёлой была погодная ситуация 12 января, когда в аэропорту отменили и задержали более сотни рейсов.
"Дело в том, что, являлся ли вчерашний снегопад форс-мажором, решать должен суд. Как правило к форс-мажорам можно отнести стихийное бедствие. Вот то, что происходит в Лос-Анджелесе, — это стихийное бедствие. А обычный снегопад форс-мажором, на мой взгляд, не является", — отмечает специалист.
При этом в случае возникновения споров между пассажирами и авиакомпаниями перевозчик может сослаться на то, что погодные условия не позволяли ему безопасно оказать услугу. "При наличии доказательств такая позиция может быть очень убедительной для суда", — обращает внимание Дмитрий Макаров.
По словам юриста, в случае задержки рейса ситуация может развиваться по двум основным путям.
Если пассажир всё-таки улетел в пункт назначения, то у него есть возможность получить компенсацию за моральный вред. При этом потребитель "может требовать хоть миллион рублей", однако, на практике в подобных ситуациях суды взыскивают в пользу истцов не более 10–50 тыс. рублей.
"Кроме того, пассажир может потребовать компенсации своих убытков. К примеру, из-за задержки рейса он опоздал к началу круиза и, соответственно, был лишён возможности отдохнуть. Также потребитель может рассчитывать на судебный штраф, который составляет 50% от суммы взысканного", — объясняет юрист.
Если из-за задержки рейса пассажир отказался от полёта, то в этом случае он может просить о возврате средств за билет (в том числе — невозвратный), а также взыскать компенсацию морального вреда и убытков.
Добавим, что чем больше доказательств представит пассажир, тем более убедительной будет его позиция. Поэтому все переговоры и переписки с авиаперевозчиком лучше всего сразу сохранять.
Как ранее писал "Деловой Петербург", проблемы с приёмом и отправкой самолётов начались в Пулково на фоне прихода циклона "Чарли", который стал причиной залповых снегопадов в городе. В частности, в минувшую субботу, 11 января, в петербургском аэропорту отменили и задержали вылет порядка 40 рейсов.
Утром 12 января Пулково временно приостановил работу, из-за чего более 30 самолётов, следующих в Северную столицу, приземлились на запасных аэродромах. После расчистки лётного поля воздушная гавань возобновила приём и отправку лайнеров, однако через несколько часов аэропорт вновь закрыли для самолётов.
Менее чем через сутки после этих событий, утром 13 января, Пулково вернулся к работе в штатном режиме. При этом в пресс-службе ООО "Воздушные Ворота Северной столицы" (ВВСС, оператор аэропорта) предупредили, что из-за вчерашнего коллапса в понедельник также возможны изменения в расписании.