В Петербурге снизилось число жалоб на закупки для госнужд

Автор фото: vostock-photo

На какие нарушения при организации госзаказов чаще всего жаловались предприниматели в 2024 году — в обзоре "Делового Петербурга".

По данным Смольного, в минувшем году объём городского рынка госзаказа составил 514,7 млрд рублей, что почти на 15% превышает показатели 2023 года. При этом, заявляют в городской администрации, уровень конкуренции остаётся высоким: среднее количество участников составляет 2,9 при общероссийском показателе 2,55. Впрочем, планируемый на 2024 год показатель — 3,3 участника — так и не был достигнут.
В минувшем году произошло снижение количества жалоб в контрольные органы как на сами извещения о закупках, так и на результаты работы конкурсных комиссий, говорят в правительстве Петербурга. Если в 2023 году бизнес подал 196 жалоб, то в 2024–м — только 97.
"ДП" вместе с экспертами разбирался в том, на что чаще всего жаловались игроки рынка госзаказа и какие последствия несут эти нарушения бизнесу.
По данным управления ФАС России по Петербургу, компании — участники рынка госзаказа чаще всего жаловались на нарушения правил описания объекта закупки, правил использования каталога товаров, работ и услуг (справочник с информацией о предмете закупок, распределённой по конкретным разделам), на нарушения при проведении оценки заявок, неверное применение дополнительных требований к участникам и неверное применение механизмов запрета и ограничения допуска иностранной продукции.
Эксперты, опрошенные "ДП", из перечня жалоб, зафиксированных антимонопольщиками в Северной столице, выделяют нарушения при описании объекта закупки. В этом случае добросовестные коммерсанты могут подать заявку на такую закупку и даже её выиграть, но по итогу не исполнить контракт. Дело в том, что описание объекта закупки не соответствует предполагаемым работам. И это может привести к включению компании в реестр недобросовестных поставщиков, закрыв ей доступ к рынку госзаказа, и к последующим убыткам.
По словам старшего юриста практики разрешения споров юридической компании "ССП–Консалт" Станислава Исакова, нарушение при описании объекта закупки относится к числу частых и к тому же порождающих массу судебных споров. Впоследствии это может привести к выполнению работ, которые имеют расхождение между описанием объекта закупки и непосредственно техническим заданием к контракту или спецификации, поясняет эксперт. Сам же судебный спор зачастую ведёт к приостановке исполнения контракта, что также сильно ударяет по бизнесу — к примеру, неполучение доходов в запланированные сроки.
"Нарушения в описании предмета закупки чаще всего обусловлены тем, что оно делается под определённого производителя или определённый товар, тем самым ограничивая конкуренцию и отсекая иные компании, — рассуждает советник юридической компании IMPRAVO Михаил Герман. — Ущерб для бизнеса в данном случае в том, что, компании, обладая возможностью поставить товар, который не только может конкурировать с описанным в закупке по цене, но зачастую и превосходит его по техническим характеристикам, такой возможности лишены. Таким образом, основной канал сбыта продукции для них становится недоступным".
Другим распространённым нарушением, которое тоже сильно влияет на бизнес, является неправильное применение госзаказчиком дополнительных требований. Оно может привести или к неправомерному отказу компании, или же, наоборот, к допуску неподходящих участников. Кроме того, оно может снизить число потенциальных претендентов на контракт.
"В данном случае нарушение характерно для сферы работ и услуг, а не товаров, когда ключевую роль играет персоналия исполнителя, — считает Михаил Герман. — Именно для того чтобы в закупках не могли принять участие какие–то другие компании, зачастую не только имеющие соответствующий опыт и персонал, но и способные более качественно и оперативно отработать предмет закупки, и вводятся дополнительные требования, например в части наличия исполненных контрактов на определённую сумму".
По мнению эксперта, такой подход не только ограничивает конкуренцию, но и закрывает достаточно стабильный рынок сбыта работ и услуг для большинства компаний, в основном имеющих статус представителей малого и среднего бизнеса.
К тому же разногласия между госзаказчиком и бизнесом о применении доптребований нередко заканчиваются обращением компании с жалобой в УФАС. И решение антимонопольщиков не всегда устраивает какую–либо из стороны. И тогда госзаказчик или потенциальный участник закупки идёт в арбитраж, обжалуя уже решение УФАС. Такие ситуации зачастую приводят к тому, что затягиваются сроки исполнения контрактов.

Почему нужно оспаривать итоги госзакупок

Следует отметить, что споры, связанные с госзакупками, идут на пользу рынку в целом. Дело в том, что антимонопольщики и арбитражные суды формируют и уточняют правоприменительную практику. Поэтому, прежде чем объявить закупку, госзаказчик изучит такую практику и примет превентивные меры для предупреждения будущих споров. А добросовестный предприниматель проделает аналогичную работу, соотнеся свои силы и возможности и требования госзаказчика. Такое положение дел потенциально упрощает работу на рынке госзакупок.
По мнению Станислава Исакова, следует выделять не конкретный спор, а категорию споров, связанных с госзаказом. "Например, когда участники оспаривают результат закупки на том основании, что победителем стало лицо, не соответствующее требованиям и не подтвердившее достаточного опыта для выполнения работ или оказания услуг по контракту, — поясняет эксперт. — Решения по делам данной категории важны тем, что формируют практику, согласно которой является обоснованным предъявление определённых квалификационных требований к участникам. В некоторых сферах это просто необходимо, например при строительстве сложных объектов инфраструктуры".
Примечательно, что антимонопольщики сошлись в оценке петербургского рынка госзаказа с независимыми юридическими консультантами. В региональном УФАС, в частности, отмечают гармонизацию функционирования региональной и единой информационной систем в сфере закупок, а также — растущий уровень компетенций городских госзаказчиков.
Эксперты же, признавая существующие сложности в сфере госзакупок, обращают внимание: всё большее число предпринимателей рассматривает для себя это направление работы как весьма перспективное.
Главная и основная тенденция последних лет — это поддержка отечественных производителей, нацеленность на российские товары, работы и услуги. Так, например, согласно недавним изменениям, правительство сможет в некоторых случаях вводить запрет или ограничения на закупку импортных товаров. Кроме того, российские товары, работы и услуги будут обладать преимуществом. Запрет на закупку импортных товаров будет действовать даже в случае договора с единственным поставщиком. Также заказчики будут обязаны отчитываться в Единой информационной системе "Закупки" о закупках отечественных товаров.
Светлана Гузь
управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business
В прошедшем году российскому бизнесу стало намного удобнее и легче работать на рынке госзаказа, и этому способствуют три важных фактора развития системы в целом. Введение преимуществ для малого и среднего бизнеса: снизился срок возврата денежного обеспечения, а если компания работает более 3 лет без нарушений и штрафов, то его не нужно вносить, снизился до 1% от цены контракта размер штрафа за неисполнение обязательств. Развивается экосистема для участников госзакупок. Банки внедряют больше инструментов и сервисов, обучают участников, помогают в регистрации и т. д. Выросло число поставщиков из малого и среднего бизнеса в госзакупках. Это связано с тем, что объём госзаказа растёт и всё большее число предпринимателей рассматривают госзакупки как перспективный канал сбыта продукции.
Анна Малышева
юрист практики "Антимонопольное право и государственный заказ" юридической компании "Лемчик, Крупский и партнёры"