Обрушившийся на Северо–Запад циклон принёс многочисленные неудобства пассажирам и убытки авиакомпаниям.
Пик снегопадов и перебоев в сообщении пришёлся на воскресенье, 12 января. В этот день петербургская авиагавань дважды прекращала работу в связи с необходимостью расчистки лётного поля. К вечеру было отменено и задержано более сотни рейсов, а несколько десятков прибывающих самолётов были вынуждены совершить посадку на запасных аэродромах. Сбои продолжились в последующие дни, часть рейсов вновь не могла вовремя отправиться.
"Аэропорт Пулково обеспечивает обслуживание рейсов в сложных метеоусловиях. Для безопасности полётов проводятся попеременная очистка взлётно–посадочных полос и перронов от снега и наледи, противообледенительная обработка воздушных судов. Меры могут влиять на увеличение времени обслуживания. Уточнить статус рейса можно на табло или у авиакомпаний", — гласило объявление на сайте Пулково во вторник, когда готовился этот текст.
Циклон "Чарли" напакостил и другим аэропортам региона. В калининградском Храброво задерживались рейсы до Петербурга, а из Мурманска в Пулково не могли вылететь китайские туристы. В результате туроператоры несли убытки, поскольку были вынуждены покупать для гостей дополнительные билеты на поезд до Северной столицы.
“
"Уже купленные международные авиабилеты в родную страну вынудили туристов потерять два экскурсионных дня в Петербурге и один в Москве", — рассказал глава компании "Визит Мурманск" Олег Теребенин.
Транспортная прокуратура развернула в Пулково мобильную приёмную. Ведомство получило две сотни жалоб, а по 25 обращениям инициировало проверку.
"В основном пассажиров интересовали вопросы предоставления обязательных услуг (напитков, питания, размещения в гостинице, хранения багажа, трансфера), информирования о времени вылета или прилёта рейса, ответственности авиакомпаний", — сообщили в надзорном органе.
Действия авиакомпаний на такой случай прописаны в Воздушном кодексе РФ. При переносе рейса перевозчик обязан предоставить пассажирам напитки и еду, а при более длительной задержке — размещение в гостинице. Кроме того, компания выплачивает 100 рублей за каждый час просрочки, но не более 50% от стоимости билета.
В случае же отмены рейса полагается вернуть пассажиру деньги. Об этом, в частности, объявила авиакомпания "Россия", которая с 14 января восстановила расписание полётов через домашний аэропорт Пулково. "Пассажирам отменённых рейсов предложен полный возврат стоимости билетов или бесплатное перебронирование на другие даты по аналогичным маршрутам", — подчеркнули в компании.
Сложности возникают при попытке отсудить компенсацию. Как рассказал "ДП" юрист по делам о защите прав потребителей Дмитрий Макаров, определять, является ли снегопад форс–мажором, будет суд. При этом авиакомпания может сослаться, что непогода мешала ему оказать услугу безопасно.
Пассажир также может рассчитывать на возмещение морального вреда, но на практике суды взыскивают в пользу истцов не более 10–50 тыс. рублей, отмечает эксперт
"Кроме того, пассажир может потребовать компенсации своих убытков. К примеру, из–за задержки рейса он опоздал к началу круиза и, соответственно, был лишён возможности отдохнуть. Также потребитель может рассчитывать на судебный штраф, который составляет 50% от суммы взысканного", — добавляет Макаров.
Какой ущерб стихия нанесла самим авиакомпаниям, подсчитать не представляется возможным. Однако расходы, понесённые на содержание пассажиров, ничтожны по сравнению с убытками от сбоя в графике, отмечает главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров.
“
"Если вовремя не вылетел самолёт, значит, он вовремя не прилетит в другой аэропорт, там не наберёт пассажиров и вновь опоздает с вылетом. То есть рушится вся цепочка расписания и, соответственно, авиакомпания не получит эту выручку. Плюс прилёт вне расписания — это дополнительная плата за аэропортовые услуги. Это гигантские расходы, которые кратно перекрывают траты на пассажиров конкретного рейса", — объяснил эксперт.