От НПЗ до ресторанов: в какой бизнес вложились звёзды петербургского "Зенита"

Автор фото: ФК "Зенит"/ТАСС/Евгений Асмолов

Многие футболисты "Зенита" по окончании спортивной карьеры занялись бизнесом. С разной степенью успешности.

Жизнь профессионального спортсмена–звезды делится на два этапа. Первый — когда он потом и кровью зарабатывает свои огромные гонорары, ставя рекорды, забивая голы и завоёвывая многочисленные трофеи. Второй — когда во время карьеры или сразу после её завершения пытается сохранить или приумножить заработанные капиталы.
И, как показывает практика, второе значительно сложнее. "ДП" анализирует, как адаптируются в бизнесе звёзды футбольного "Зенита".

Семак: путь от лимузинов к форели

Пожалуй, самым успешным и разносторонним бизнесменом среди зенитовцев — бывших и нынешних — можно назвать Сергея Семака.
Вроде бы должность главного тренера сильнейшего клуба России подразумевает минимум свободного времени. Тем более что с 2023 года он входит и в состав правления сине–бело–голубых. Но без дела 11–кратный чемпион России не сидит.
Возможно, это уже привычка. Зарабатывать вне футбола Семак начал с молодости, ещё с конца 2000–х. Причём выбрал не особо привычный бизнес — открыл фирму "Лимо–Клуб", которая сдавала в аренду лимузины — в основном для новобрачных.
В его автопарк тогда входило порядка 10 машин, но первый блин вышел сыроватым — чистая прибыль не превышала нескольких десятков тысяч рублей.
Впрочем, на боевом настрое это никак не сказалось. Затем нынешний наставник питерского клуба неожиданно приобрёл долю почти 20% в ростовском Донактивбанке.
Через 6 лет стоимость акций банка выросла в несколько раз. В этот момент Сергей Богданович и продал свою долю, заработав около 35 млн рублей, — словно что–то почувствовал: в 2015–м у банка отозвали лицензию, а против руководства открыли уголовные дела.
Решив, что финансовые структуры — дело очень тонкое, в дальнейшем Семак решил связать свою судьбу с "хлебом насущным".
С 2019 года тренер входит в число соучредителей ресторана "Сад" на Большой Зелениной улице. Также он выкупил у родного брата 100% акций компании "Назарис", которая занималась скупкой и переработкой риса. Эта сделка оказалась довольно успешной, Семаку удалось поднять за несколько лет выручку компании, которая базируется в Краснодарском крае, почти в 30 раз — до 160 млн (по данным СПАРК). Кстати, брат тренера, Андрей, продолжает работать в этой структуре — уже директором.
Последнее вложение Семака, совсем недавнее, тоже планировалось в пищевую индустрию. Он решил инвестировать свои деньги в производство красной икры. Тренер собирался прийти уже в готовый бизнес — ООО "Проект Р3", который давно занимается пресноводным рыбоводством на Ладожском озере, в Карелии и имеет наложенные связи сбыта и кооперацию с другими компаниями в этой отрасли.
Но в последний момент, по данным "ДП", наставник "Зенита" сделку аннулировал, отдав свои 50% Ивану Девятилу, генеральному директору "Проект Р3", с которым давно партнёрствовал.
Ведь бизнес все-таки довольно рискованный. Рыбка же — существо не очень законопослушное и ищет всегда где глубже. То есть с приходом тепла старается уплыть в другие водоёмы. Так случилось недавно в рыбхозяйстве в Новгородской области — в воде растворились около 100 млн рублей.
Кстати, шли разговоры, что Семак взял пример со своего коллеги, бывшего главного тренера сборной России Станислава Черчесова, который успешно вложился в компанию "Арлан Фиш" — она занимается разведением рыбы на юге России, главным образом в Северной Осетии.
Правда, специалист, выводивший Россию в четвертьфинал чемпионата мира, в конце 2024–го продал свою долю (52%) в форелевом хозяйстве. Хотя дела у "Арлан Фиш" идут неплохо — за 2022 год, к примеру, прибыль составила 65 млн рублей.
В любом случае Семак, получающий, по данным "ДП", с учётом бонусов 2,8 млн евро за сезон, имеет право на эксперимент и ошибку — как уже опытный и состоявшийся бизнесмен.

Малафеев: от недвижимости до горных лыж

К успешным бизнесменам среди бывших игроков "Зенита" можно смело причислить и вратаря Вячеслава Малафеева. Ещё за 3 года до завершения карьеры он основал агентство "М16–Недвижимость".
Старт вышел довольно успешным, и вскоре бывший голкипер российской сборной стал расширять свои виды деятельности.
Правда, уже под маркой M16 Group (отсылка к фамилии футболиста и его игровому номеру). Растяжки с логотипом этой фирмы можно встретить в разных районах Северной столицы, а в холдинг входили и входят агентство недвижимости массового и элитного сегмента, компания по дизайну интерьеров ("М16–Дизайн"), служба безопасности, фирма, предоставляющая юридические услуги ("М16–Консалтинг"), горнолыжный клуб "Любогорье" в Новгородской области и даже премиальное печатное издание.
Одним словом, почти "владелец заводов, газет, пароходов". До пандемийных времён Малафеев признавался, что от своих бизнес–вложений получал приблизительно столько же, как и по контракту с питерским клубом (по информации "ДП", перед завершением карьеры ему платили около $2 млн за сезон).
Но был у Вячеслава в своё время и неудачный опыт, он дал в долг 27 млн рублей Виктории Ковбе — руководителю агентства недвижимости "Невский проспект". А обратно ни денег, ни процентов не дождался. Как и его одноклубники: Анатолий Тимощук (21,6 млн), Павел Погребняк (13,5 млн) и Александр Горшков (7,8 млн). Ковбу, правда, в итоге нашли и посадили на 5 лет.

Кержаков: "бублик" вместо НПЗ

Примеров, когда бизнес даётся тяжело бывшим звёздным футболистам "Зенита", действительно значительно больше. Тут целая череда неудач и ошибок, которые подстерегали недавних кумиров питерской торсиды.
Так, например, злые языки полагают, что лучший бомбардир "Зенита" всех времён Александр Кержаков успел после окончания карьеры потерять практически все свои накопления.
Хотя всё началось для БББ, как его звали болельщики (вспоминая лозунг бомбардира: "бил, бью и буду бить"), достаточного многообещающе. Сперва ему принадлежали два ресторана русской кухни с одинаковым названием "Лукоморье", которые перед переходом в "Севилью" он передал родителям.
Уже после того как Александр повесил бутсы на гвоздь, совместно с фирмой Ginza Project он открыл заведение грузинской кухни "Сули Гули" в Рыбацком.
Кроме того, Кержакову принадлежали 85% ООО "Миллениум", которое тоже специализировалось на ресторанном бизнесе. Но всё это больших успехов не принесло.
Однако самой большой ошибкой стала инвестиция в нефтеперерабатывающий завод в Воронежской области, где он стал жертвой мошенников. Потери были огромные — 330 млн рублей, и через суд удалось вернуть только 222 млн. Остальные осели неизвестно где и на чьих счетах.
Андрей Аршавин, который сейчас занимает в "Зените" пост заместителя гендиректора по спортивному развитию, с десяток лет назад владел целым рядом фирм, специализирующихся на продаже и ремонте машин. Но они закрылись одна за другой — ещё до введения санкций. Причина ликвидации автобизнеса, предположительно, — накопившиеся долги.
Ещё одна компания — ООО "Марион", — принадлежавшая Аршавину, торговала замороженными продуктами питания. Фирму зарегистрировали в 2004–м, было установлено около 20 автоматов для продажи закусок. Но дело не пошло.
Андрей вместе с ещё одним звёздным экс–зенитовцем Владимиром Быстровым открывали в городе на Неве два ресторана. По данным "ДП", они вложили туда тоже приличные деньги — около $2 млн. Но прибыли не дождались.
Другой экс–зенитовец — Роман Широков открыл акционерное общество "Стратегия успеха", которое планировало заниматься созданием искусственных футбольных полей с сопутствующей инфраструктурой — подогревом, раздевалками, освещением… В основном в Московской области. Но о больших успехах "Успеха" пока не слышно.
Список экс–зенитовцев, которые оказались в предпринимательстве "в минусе", можно продолжить. На новом для себя поле деятельности успешные футболисты выглядят не так уверенно, как когда–то на зелёном газоне.