ООО "Морские комплексные системы" запускает производство камбузного оборудования для гражданского и военного флота. Компания претендует на 50% федерального рынка.
Первую партию новой продукции предполагается выпустить до конца февраля, а через год в компании собираются закрыть половину всей потребности российского флота, которая оценивается в 600 млн рублей в год.
Кругом сплошной импорт
По словам совладельца и генерального директора "Морских комплексных систем" (МКС) Павла Зубкова, речь идёт о глобальном импортозамещении отрасли.
“
"Большая часть установленного на российских судах камбузного оборудования импортная, что само по себе абсурдно. Нет ничего сложного в организации его производства, оно не требует редкоземельных металлов или полупроводников — это просто качественная металлообработка, которую мы вполне прилично освоили. Не сомневаюсь, что тема пойдёт, а в дальнейшем мы выйдем и на берег, ведь потребность общепита огромна, а оборудование в неморском исполнении — без качки и солёной воды — даже проще", — говорит руководитель МКС. Инвестиции в новое производство он оценивает в 150 млн рублей, в основном в разработку, так как необходимое для производства оборудование у МКС имеется.
Производство камбузного оборудования организовано в посёлке Рощино Выборгского района Ленинградской области на территории нового цеха, который компания построила для изготовления рыбофабрик. Руководитель департамента продаж МКС Максим Тарасов уточнил, что на данный момент полностью изготовлены первые образцы стола с тремя мойками, шкафа для посуды и разделочного стола. "Вообще позиций камбузного оборудования достаточно мало — там речь идёт о масштабировании и технических решениях. Разработав линейку–максимум из 25 изделий, мы полностью закроем потребность флота", — утверждает Максим Тарасов.
По его словам, потребность российского флота (гражданского и военного) в такой продукции составляет примерно 600 млн рублей в год — где–то 5–7% всего судового комплектующего оборудования, необходимого для обстройки судов (все виды отделочных и достроечных работ изнутри — изоляция, арматура и пр.), потребность которого оценивается в 10–12 млрд рублей в год.
"Серийное производство начнём в конце февраля и прежде всего закроем текущие заказы — сделаем сами то, что раньше отдали бы подрядчикам. Общая стоимость таких заказов сейчас составляет около 120 млн рублей", — говорит представитель компании. Через год в МКС собираются производить половину всего необходимого российскому флоту камбузного оборудования — примерно на 300 млн рублей в год. Маркетологи компании оценивают конкуренцию в этой части российского рынка судового комплектующего оборудования как невысокую — в стране, по их мнению, всего четыре–пять компаний с такой специализацией.
От Мурманска до Циндао
В конце октября 2022 года Минпромторг принял решение о выделении МКС субсидии 1,93 млрд рублей для реализации шести реинжиниринговых проектов по запуску серийного производства комплектующего оборудования для рыбопромысловых судов. Эта была самая крупная субсидия, выделенная министерством на реинжиниринг в данной сфере.
В 2023 году компания построила инженерный центр, в котором подвергла реверсному инжинирингу элементы оборудования рыбофабрик крупнейших мировых производителей. В 2024–м компания построила производственную площадку и испытательный центр для оборудования рыбофабрик собственного производства в Рощино — на части новой площадки как раз и начато изготовление камбузного оборудования.
В июне на Петербургском международном экономическом форуме при участии главы Росрыболовства Ильи Шестакова генеральные директора татарстанской судостроительной корпорации "Ак Барс" Ренат Мистахов и петербургских "Морских комплексных систем" Павел Зубков подписали соглашение о стратегическом партнёрстве.
В сентябре на выставке Seafood Expo Russia МКС подписали соглашения с мурманской рыболовецкой компанией "Мурманскфишпродактс" и судостроительным заводом "Ростр" из Ленинградской области. Оба соглашения связаны с долгосрочными поставками оборудования рыбофабрик, которые будут установлены на расположенных на берегу Баренцева моря рыбоперерабатывающих комплексах "Мурманскфишпродактса", а также на рыболовном траулере "Солигорск", который "Ростр" строит по заказу мурманской компании (спущен на воду в Новой Ладоге в ноябре 2022 года).
В ноябре на выставке участников рыбной отрасли China Fisheries & Seafood Expo в Циндао представители МКС подписали соглашения с тремя китайскими компаниями о совместных поставках рыбоперерабатывающего оборудования для судов российского и китайского промысловых флотов.
Пора действовать
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов полагает, что если МКС сумеют отбить вложения в производство камбузного оборудования в течение 4 лет, то проект можно считать удачным.
"Срок выхода любого проекта на прибыльность зависит от многих составляющих: ёмкости рынка (потребности в такого рода продукции), уровня конкуренции, расчётов себестоимости производства и требуемого размера капиталовложений. Такой анализ — отдельное направление работы соответствующих специалистов в сфере финансового консалтинга. Подсчитав перечисленные составляющие, можно понять, за сколько лет прибыль покроет капиталовложения. Для малого и среднего бизнеса это обычно 1,5–4 года или чуть более. Проект с вложениями 150 млн рублей и планами зарабатывать по 300 млн рублей в год — безусловно, малый бизнес", — говорит эксперт.
Генеральный директор ООО "Дизельзипсервис" (крупный поставщик судовых дизельных силовых установок) Марина Карасёва полагает, что сейчас самое время создавать в России производство судового комплектующего оборудования, в том числе камбузного.
“
"Такое производство сегодня, безусловно, востребовано. В моём понимании срок окупаемости должен быть не более 3 лет, иначе есть риски, что имеющиеся санкционные ограничения по данной продукции могут быть сняты или найдутся так называемые новые логистические цепочки. За этот период необходимо не только освоить номенклатуру и окупить проект, но и плотно занять нишу с качественным продуктом. Время на разгон дано, пора действовать", — полагает руководитель "Дизельзипсервиса".