Процедура банкротства ОАО "Метрострой" — один из самых заметных юридических кейсов в своей области. Помимо того что речь идёт о достаточно запутанной истории с долгами общей стоимостью порядка 16 млрд рублей, резонанса ей добавляет социальная значимость.
"Метрострой" вплоть до последних лет был единственным подрядчиком строительства метро в Петербурге, что, безусловно, привлекло к процессу повышенное внимание — медленные темпы развития петербургской подземки являются одной из ключевых претензий горожан к Смольному и постоянной темой для шуток (например, о том, что новых станций в спальных районах города стоит ожидать в рамках развития столичного метрополитена).
Конкурсный управляющий обанкротившегося петербургского "Метростроя" Алексей Кузнецов считает, что основные мероприятия по продаже имущества должника и взысканию дебиторской задолженности будут завершены в наступившем 2025 году.
На сегодняшний день не погашено около 75% реестра основной задолженности.
“
"Я думаю, позитивным прогнозом было бы рассчитывать на завершение процедуры банкротства в 2026 году. Маловероятно, что может появиться что–то новое. Но судебные споры, в том числе по взысканию дебиторской задолженности и привлечению к ответственности контролирующих должника лиц, могут затянуть процесс, — говорит Алексей Кузнецов. — На сегодняшний день основные препятствия, затягивающие процесс, считаю, нами преодолены. Для такой процедуры банкротства высокий уровень конфликтности типичен. Хотя есть вещи новые, которые, я думаю, уже сформировали прецеденты для практики. Мы к такому уровню борьбы были готовы".
Как банкротился "Метрострой"
Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области признал компанию банкротом 31 августа 2021 года. Несколько лет ушло на инвентаризацию долгов, активов и связанных лиц. Так, сегодня в реестре истцов в карточке дела значатся 33 компании и физлица, список третьих лиц насчитывает 374 позиции, заинтересованных лиц — 319.
Конкурсные управляющие менялись несколько раз, а двое из них с прошлого года являются фигурантами уголовного дела, непосредственно связанного с "Метростроем".
Основные мероприятия по погашению задолженности перед многочисленными кредиторами стартовали в прошлом году. Всего, по данным ЭТП Российского аукционного дома (на ней продаются объекты "Метростроя"), за год было продано имущества на общую сумму около 7,3 млрд рублей, а несколько крупных сделок были закрыты в конце декабря (оплата по ним пойдёт в статистику 2025 года). В основном это оборудование и недвижимость. Значительную часть лотов выкупает АО "Метрострой Северной столицы" (МССС, новый генподрядчик строительства петербургского метрополитена) — они уже используются на стройках.
"В 2024 году мы проделали большую работу по реализации имущества должника. Всего за год нам удалось пройти процедуру согласования оценки в Росимуществе, подготовить и реализовать основные производственные и складские площадки ОАО “Метрострой”. Вырученные средства позволили полностью погасить текущую задолженность на сумму около 3 млрд рублей, свыше 900 млн было оплачено только налогов", — рассказывает Алексей Кузнецов.
Например, 630 млн рублей было выплачено банку "Открытие".
Всё это было сделано несмотря на огромное количество судебных споров по обжалованию действий управляющего, решений собрания кредиторов и комитета кредиторов, споров о разногласиях, жалоб в антимонопольные органы на проведение торгов и на их итоги.
"Пока судебные решения выносятся по итогам рассмотрения во всех инстанциях в нашу пользу", — говорит Алексей Кузнецов.
Сейчас в рамках дела проходит погашение требований кредиторов, продолжается реализация имущества должника. В данный момент в продаже находится тоннелепроходческий щит "Надежда" и офисное здание на Загородном проспекте.
В прошлом году конкурсному управляющему удалось добиться возврата в конкурсную массу бизнес–центра на Левашовском проспекте, который ранее был передан связанному с "Метростроем" ООО "Метропаркинг". Если это решение устоит в третьей инстанции (ближайшее заседание назначено на конец января, первые две уже выиграны), то объект выставят на торги в этом году. Ожидается, что за него удастся выручить порядка 4 млрд рублей.
Кому должен банкрот?
Около 80% оставшейся задолженности "Метростроя" связано с бюджетом. В числе таких кредиторов — АО "Метрострой Северной столицы", комитет по строительству, СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства", ГКУ "Имущество Санкт–Петербурга", комитет по развитию транспортной инфраструктуры, ФНС (при этом требования налогового органа увеличиваются на сумму налога на прибыль от реализации имущества, поэтому размер его требований по мере реализации активов увеличивается).
Среди других кредиторов — АО "Акционерный банк “Россия”" (3,3 млрд рублей), ПАО "Банк “ФК Открытие”" (1,6 млрд), АО "Российский сельскохозяйственный банк" (1,5 млрд), ООО "СМУ № 13 Метрострой" (1,1 млрд рублей).
В конкурсном производстве рассматривается привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц — Вадима Александрова и Николая Александрова.
"Чтобы точно сказать о возможности существенного погашения реестра требований, необходимо ответить на несколько вопросов. Например, будут ли привлечены к субсидиарной ответственности владельцы компании и на какую сумму? У них в собственности могут быть существенные активы, которые могут пойти на погашение требований кредиторов", — рассуждает управляющий партнёр IMPRAVO Максим Борисов.
"Кредиторы позитивно воспринимают результаты нашей работы — объём проделанной работы очевиден, — говорит Алексей Кузнецов. — Объём погашения задолженности мы на сегодняшний день не можем точно спрогнозировать. Учитывая наличие споров во возврату имущества и взыскание дебиторской задолженности, это было бы некорректно".
“
Банкротство "Метростроя" — это заметная для Петербурга процедура. Во–первых, это банкротство достаточно крупной компании, владеющей большим объёмом имущества. Во–вторых, эта компания имела большое значение для развития транспортной инфраструктуры Петербурга. В–третьих, вокруг банкротства этой компании возникло несколько уголовных дел, в том числе против её владельцев, арбитражных управляющих и региональных чиновников. Примечателен и размер убытков, которые пытались взыскать с бывших арбитражных управляющих "Метростроя" (2,8 млрд рублей), а также то, что несостоятельность головной компании привела к банкротству целого ряда "дочек" "Метростроя". Оценивать перспективы погашения требований кредиторов сложно. Но, с одной стороны, размер требований кредиторов велик, но не запределен. С другой стороны, у должника есть имущество, средства от реализации которого могут пойти на удовлетворение требований кредиторов. С третьей стороны, "Метрострой Северной столицы", ставший основным кредитором в результате выкупа требования к должнику, перевёл на себя персонал и деятельность последнего, причём ведёт эту деятельность с использованием производственных активов должника. То есть для основного кредитора вся эта процедура в целом оказалась если не прибыльной, то по крайней мере доходной.
Сергей Бакешин
советник, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal
“
Для РАД это был один из основных петербургских проектов в 2024 году. Часть активов будет реализована в 2025–м. Момент продажи удачный — рынок недвижимости Петербурга находится в фазе активного роста, и нам удалось реализовать активы на пике спроса. Часть площадок "Метростроя" была выкуплена под строительство жилья, и это позволило привлечь значительные средства для удовлетворения требований кредиторов. На сегодня общая сумма всех сделок по активам "Метростроя" составляет более 7,7 млрд рублей.
Ольга Желудкова
заместитель генерального директора АО "РАД"